____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Минтруда России от 29 декабря 2000 года N 95
____________________________________________________________________
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 г. N 1622-р Министерство труда Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21в и постановление Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 158.
Министр труда
Российской Федерации
Г.Меликьян
Приложение
к постановлению
Министерства труда
Российской Федерации
от 6.02.95 N 9
РЕКОМЕНДАЦИИ
по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и
организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите
1. Общие положения
1.1. Квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
1.2. Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют органы местного самоуправления.
Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и работодателями.
Органы местного самоуправления с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих территориальных органов государственной службы занятости населения с участием органов по труду устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности_1 квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места для указанной категории граждан, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством.
________________
1 Далее - организации.
При установлении квоты определяется ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации со среднесписочной численностью 35 человек и более, на которых она вводится.
1.3. К группам населения, для которых производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации: инвалиды; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе восемнадцати лет; лица, освобожденные из мест лишения свободы; женщины, воспитывающие детей-инвалидов. В зависимости от ситуации, складывающейся на рынке труда, возможно квотирование рабочих мест и для других групп населения_2.
________________
2 Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; родители, воспитывающие детей до трех лет и являющиеся единственными кормильцами в семье; лица предпенсионного возраста; лица, продолжительное время не имеющие работы; беженцы, вынужденные переселенцы, а также некоторые другие категории граждан.
Преимущественным правом направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, должны пользоваться безработные граждане из числа особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, состоящие на учете в органах государственной службы занятости населения.
2. Рекомендуемые условия и порядок квотирования рабочих мест
2.1. Квотирование рабочих мест организациям производится на основании договоров, заключаемых с ними органами местного самоуправления.
Договор о квотировании должен содержать в числе прочих обязательные сведения; наименование рабочего места; категорию граждан, для которой созданы рабочие места; санитарно-гигиенические требования и рекомендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда; источники финансирования (или налоговые льготы и платежи), а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.
2.2. Условия и порядок установления квоты, ее размеры и сроки действия, категории граждан, для которых она устанавливается, утверждаются органом местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы_3.
________________
3 Территориальные органы социальной защиты населения, органы управления образованием, органы по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних, объединения предпринимателей и работодателей и др.
2.3. Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного календарного года. Квота для инвалидов устанавливается в размере не менее 3% от среднесписочной численности работников с учетом инвалидов, ранее принятых на работу.
2.4. О проведении мероприятий по квотированию рекомендуется информировать работодателей не менее чем за три месяца до начала введения квоты.
2.5. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе администрации осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего их на данные рабочие места.
2.6. Ликвидацию рабочих мест, созданных в рамках квот, целесообразно производить после согласования с органами местного самоуправления и с уведомлением территориальных органов государственной службы занятости населения и органов по труду.
3. Участие работодателей в обеспечении занятости лиц,
особо нуждающихся в социальной защите
3.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет необходимое количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости их специальное оборудование. В месячный срок с момента получения решения органа местного самоуправления о квотировании рабочих мест он разрабатывает мероприятия по организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты, о которых сообщает в соответствующий территориальный орган государственной службы занятости населения.
3.2. В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях.
Несколько организаций по предложению органа местного самоуправления и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них.
3.3. Перечисление денежных средств в размере стоимости создаваемых рабочих мест осуществляется работодателем по платежному требованию органа местного самоуправления, расчет перечисляемых работодателем денежных средств целесообразно производить помесячно.
3.4. В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в других организациях работодатели несут ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства.
3.5. Работодатели предоставляют органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы занятости населения информацию о движении квотируемых рабочих мест. Рекомендуемый срок представления этой информации - не позднее трех дней с момента принятия решения об их выделении, ликвидации или перепрофилировании, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.
Информацию о создании рабочего места в рамках установленной квоты работодателям целесообразно передавать органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы занятости населения не позднее десяти дней с момента его создания.
4. Источники финансирования и льготы работодателям,
выделяющим или создающим рабочие места
4.1. Рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, создаются за счет средств работодателей, средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, территориального фонда социальной поддержки населения, а также иных источников.
4.2. Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места, органы местного самоуправления устанавливают льготы в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Для финансирования мероприятий по оказанию содействия занятости лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности при поиске работы, с учетом региональных особенностей органами местного самоуправления могут создаваться целевые фонды за счет:
средств местных бюджетов;
средств внебюджетных фондов, образуемых органами местного самоуправления;
отчислений работодателей на создание рабочих мест в пределах установленных квот;
средств специализированных территориальных фондов и фондов социального страхования;
добровольных взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц;
средств, выплачиваемых по штрафным санкциям работодателями, не выполняющими установленных квот.
Текст документа сверен по:
Бюллетень Министерства труда
Российской Федерации, N 3,
1995 год.