На основании приказа ГТК России от 21 февраля 1997 года N 74 "О комплексной проверке Чкаловской таможни" с 24 февраля по 1 апреля 1997 года комиссией ГТК России проведена внеплановая комплексная проверка Чкаловской таможни в соответствии с утвержденным заданием.
Целью данного мероприятия являлась проверка выполнения коллективом Чкаловской таможни основных задач и функций, определенных Общим положением о таможне Российской Федерации (приказ ГТК России от 10 января 1996 года N 12), а также реализации руководящим составом таможни нормативных актов ГТК России при организации таможенного оформления и таможенного контроля.
В ходе проведения проверки комиссией отмечено отсутствие нововведений, которые можно было бы рекомендовать для внедрения в работу других таможенных органов. Анализируя основные недостатки и упущения в работе Чкаловской таможни, можно сделать следующие выводы.
Сегодня деятельность Чкаловской таможни характеризуется отсутствием взаимодействия и координации усилий среди функциональных отделов на приоритетных направлениях деятельности, а также контроля со стороны должностных лиц за результатами своей работы.
Существующее распределение обязанностей и сфер компетенции между руководящим составом таможни не позволило оперативно и качественно осуществлять контроль за деятельностью ее структурных подразделений.
Отсутствие четкого механизма управления деятельностью оперативных подразделений со стороны руководящего состава привело к созданию обстановки, при которой ОТОиТК Чкаловской таможни попали в зависимость от деятельности декларантов и владельцев складов. Контроль за товарами, перемещаемыми через них, осуществлялся сотрудниками ОТОиТК бессистемно, в нарушение действующих нормативных документов.
Комиссией был отмечен факт отсутствия на момент проведения проверки документа, определяющего закрепление конкретных складов временного хранения за отделами таможенного оформления.
В части контроля за деятельностью СВХ комиссией выявлен ряд нарушений Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного приказом ГТК России от 07.10.93 N 388 и иных нормативных актов, регламентирующих их деятельность.
Так:
- со стороны ряда отделов таможенного оформления и таможенного контроля не осуществлялся должный контроль за помещением и учетом товаров и транспортных средств на СВХ;
- территории практически всех складов временного хранения не имеют обозначенных зон таможенного контроля;
- периодические проверки деятельности владельцев складов руководством таможенного органа не проводились;
- оборудование складов не отвечает нормативным требованиям в части их обустройства (отсутствуют охранная сигнализация, средства пожаротушения, связи, помещения для работников таможни, мебель и т.д.);
- на территории ряда СВХ комиссией вскрыты факты хранения товаров, не перемещавшихся через таможенную границу Российской Федерации (российские товары), а также товаров, помещенных под основной таможенный режим, с превышением установленных сроков их хранения;
- большинство владельцев складов не знакомы с положениями приказа ГТК России от 07.10.93 N 388.
По выявленным при проверке комиссией нарушениям на трех складах временного хранения были заведены дела о НТП, по двум из которых были вынесены постановления о наложении взысканий в виде штрафных санкций с отзывом лицензий на учреждение СВХ.
В качестве вывода следует отметить, что склады временного хранения, лицензии на учреждение которых выданы Чкаловской таможней, в той или иной степени не отвечают требованиям положения о временном хранении (складах временного хранения), иным нормативным актам ГТК России, регламентирующим процедуру временного хранения.
По результатам проверки организации работы отделов таможенного оформления отмечены следующие недостатки: имеющиеся положения об отделах, должностные инструкции, распределение обязанностей по этапам контроля составлены формально и представляют собой типовые документы, рекомендованные ГТК России, без учета конкретных условий деятельности данных отделов. Должностные инструкции не персонифицированы и представляют собой формальный документ. Номенклатура дел отделов, как правило, не соответствует установленному Положению о деятельности отдела.
Не отработан порядок уведомления о прибытии транспортных средств.
Существующий порядок учета товаров, транспортных средств, а также регистрация физических лиц не отвечают задачам и функциям, возложенным на отделы таможенного оформления и таможенного контроля. Так, предусмотренные нормативными документами журналы учета и регистрации, как правило, не соответствуют установленным формам и ведутся крайне небрежно, не прошиты и не пронумерованы в установленном порядке. Данные учета не соответствуют фактическим данным.
Руководящим составом таможни не уделялось должного внимания вопросам контроля за проведением досмотровых операций и процедурой доставки товаров, что позволило недобросовестным участникам ВЭД безнаказанно нарушать таможенные правила.
Комиссией вскрыты многочисленные факты переадресовок товаров из Чкаловской таможни в адрес МАГТ МТУ с нарушением предъявляемых требований к процедуре доставки товаров под таможенным контролем. Доставка указанных товаров осуществлялась под таможенным сопровождением:
- без принятия решения руководством таможни;
- без надлежащей организации таможенного сопровождения;
- без уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров;
- с отсутствием контроля за завершением процедуры доставки товаров в таможни назначения (МАГТ) и достоверностью представленных в таможенный орган документов.
Данные нарушения повлекли за собой 100%-ную недоставку товара в МАГТ и непоступление в федеральный бюджет и в фонд развития таможенной системы значительных сумм, причитающихся к уплате таможенных платежей и сборов за таможенное сопровождение.
В части организации работы по начислению и взиманию таможенных платежей комиссией отмечено, что контроль со стороны руководства функциональных отделов таможни за правильностью начисления таможенных платежей, произведенных сотрудниками ОТОиТК, практически не ведется.
Так, при проверке таможенного оформления автотранспортных средств физических лиц были вскрыты факты необоснованного представления льгот, а также неправильного начисления таможенных платежей: