Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 июня 1994 года N 130

Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях
промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях
обязательного медицинского страхования населения

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 16 июля 1999 года N 285,
совместного приказа Минздрава России и Российской академии медицинских наук
от 28 января 2000 года NN 33; 9
и
приказа Минздрава России от 21 марта 2003 года N 119
____________________________________________________________________

В настоящее время в Российской Федерации количество работающих составляет около 50% от общей численности всего населения. От состояния здоровья и работоспособности трудящихся в значительной степени зависит социально-экономическое развитие страны.

Одним из факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья работающих, являются условия труда, которые на многих предприятиях промышленности и сельского хозяйства не отвечают санитарно гигиеническим нормам и требованиям.

Средства индивидуальной защиты используются не всегда.

В 1993 году на работах с вредными и неблагоприятными условиями труда во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства работало около 4,9 млн. человек, в том числе 1,6 млн. женщин. Из них в условиях повышенного шума - около 2 млн. человек, повышенных уровней вибрации - 0,4 млн. человек, повышенной запыленности и загазованности - 2,4 млн. человек. Кроме того, в условиях тяжелого физического труда работало около 0,7 млн. человек.

В результате воздействия вредных и неблагоприятных условий труда в 1991 - 1993 гг. вновь выявлено соответственно 12.219; 10.624 и 10.069 случаев острых и хронических профессиональных заболеваний и отравлений.

В настоящее время на предприятиях промышленности и в сельском хозяйстве большая часть эксплуатируемого оборудования изношена и морально устарела, а значительная доля вновь выпускаемого оборудования не соответствует нормам и требованиям по охране труда.Количество работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, - свыше 0,3 млн. человек, в том числе более 94 тыс. женщин. Вследствие этого ежегодно в России регистрируется около 400 тыс. случаев производственного травматизма, из них около 8 тыс. со смертельным исходом. Доля производственного травматизма в структуре травм и отравлений составляет около 23%. Травмы, полученные на производстве, занимают первое место среди травм со смертельным исходом.

Наиболее высоки показатели профессиональной заболеваемости и травматизма на предприятиях угольной, авиационной, легкой промышленности, металлургии, Главалмаззолото, автосельскохозяйственного и общего машиностроения, энергетики.

Средний возраст, при котором выявляются профессиональные заболевания, 40-45 лет, а при некоторых заболеваниях и меньше. В связи с чем накопленный контингент составляет за 20 лет ориентировочно 180-200 тыс. больных профессиональными заболеваниями.

Вместе с тем, уровни профессиональной заболеваемости в России не отражают истинной ситуации. Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены несовершенством законодательства по охране труда, отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональной заболеваемости, недостатками организации и качества проведения профилактических осмотров работающих.

Вследствие того, что организационно-правовые основы выявления, учета, регистрации и расследования профессиональных заболеваний и отравлений в России существенно отличаются от принятых ВОЗ, рассчитываемые показатели не сопоставимы с мировыми.

При достаточно устойчивых показателях общей заболеваемости безусловным последствием воздействия неблагоприятных условий труда является также рост ряда общих заболеваний, в том числе бронхо-легочных, неврологических, онкологических, болезней крови и кроветворных органов, иммунной и опорно-двигательной систем, а также травм и отравлений.

С 1989 г. в России отмечается ежегодный рост показателя средней длительности заболеваний с временной утратой трудоспособности, что связано с увеличением доли и частоты хронических заболеваний в общей структуре заболеваний с временной утратой трудоспособности. При этом от 20 до 40% трудопотерь по болезни связано с условиями труда.

Отмечается также рост показателя первичного выхода на инвалидность среди трудоспособного населения. В 1992 г. каждый пятый (20%) среди впервые признанных инвалидами утратил трудоспособность в возрасте моложе 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). Показатель первичной инвалидности в сельской местности выше и составляет 66,1 на 10 тыс. трудоспособного населения, что на 17,1 больше, чем в городах.

С 1992 г. в России наблюдается естественная убыль населения. В 1993 г. превышение смертности над рождаемостью наблюдалось в 62 территориях страны, при этом смертность населения в трудоспособном возрасте растет опережающими темпами. В 1992 г. от различных заболеваний, травм и отравлений скончалось более 457 тыс. человек трудоспособного возраста, что составило 27% всех умерших. Потери трудоспособного населения в результате смертности возросли на 13% по сравнению с 1991 годом и на 33% по сравнению с 1987 годом. Самое неблагоприятное воздействие на формирование и состав трудовых ресурсов оказывает выше отмеченный опережающий рост травм и отравлений, являющихся причиной смерти каждого третьего умершего в трудоспособном возрасте.

Вредные условия труда существенно влияют на состояние здоровья работающих женщин, что отрицательно сказывается на их детородной функции.

Высокая частота нарушения беременности и родов является негативным медицинским и социальным последствием вредного воздействия профессиональных факторов на организм женщины. Особую опасность представляет опосредованное воздействие профессиональных вредностей через материнский организм на плод.

Происходящий в настоящее время процесс перехода на новые формы собственности и хозяйствования, а также реорганизация ряда предприятий и производств, по прогнозам, еще более обострят имеющиеся проблемы и окажут негативное влияние на санитарно-гигиенические условия труда работающих, замедлят реконструкцию производства и приведение рабочих мест в соответствие с гигиеническими нормами и требованиями.

Все это требует усиления медицинского контроля за состоянием здоровья работающих, адаптации учреждений здравоохранения к новым задачам и экономической ситуации.

В настоящее время медицинская помощь работающим оказывается специалистами 757 медико-санитарных частей, 791 врачебных и около 17 тыс. фельдшерских здравпунктов. Всего в промышленном здравоохранении занято около 70 тыс. врачей, из них около 9,5 тыс. врачей-терапевтов участковых цеховых врачебных участков.

Подготовка и переход к медицинскому страхованию населения и к системе оказания первичной медицинской помощи единым лечащим врачом, исключение дублированного финансирования медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи, а также изменение форм собственности промпредприятий (организаций) неизбежно приводят к структурной и функциональной реорганизации лечебно-профилактических учреждений и медицинских служб, оказывающих медицинскую помощь трудящимся.

За последние два года количество медико-санитарных частей уменьшилось на 162, в большинстве случаев вследствие реорганизации в территориальные лечебно-профилактические учреждения.

Ряд медико-санитарных частей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 8 от 10 января 1993 года акционирован в составе промышленных предприятий с негосударственными организационно-правовыми формами собственности.

Более чем на 3 тыс. сократилось количество цеховых врачебных участков, имеется тенденция к сокращению сети врачебных и фельдшерских здравпунктов (за два года более чем на 7 тыс.).

Вместе с тем приведение сети указанных учреждений в соответствие с требованиями не должно снизить объем и ухудшить качество оказания медицинской помощи работающим.

В целях повышения медицинского контроля за состоянием здоровья трудящихся и обеспечения целенаправленной деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи

утверждаю:

1. Положение о медико-санитарной части (приложение 1).

2. Положение о враче-терапевте участковом цехового врачебного участка (приложение 2).

3. Положение о врачебном здравпункте (приложение 3).

4. Положение о враче здравпункта (приложение 4).

5. Положение о фельдшерском здравпункте (приложение 5).

6. Положение о фельдшере здравпункта (приложение 6).

7. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала врачебных и фельдшерских здравпунктов (приложение 7).

8. Дополнение номенклатуры врачебных специальностей и врачебных должностей в учреждениях здравоохранения (приложение 8).

9. Положение о враче-профпатологе (приложение 9).

10. Квалификационную характеристику врача-профпатолога (приложение 10).

11. Инструктивно-методические указания по аттестации на квалификационную категорию врача-профпатолога (приложение 11).

12. Положение о центре профпатологии (приложение 12).

13 Положение о Федеральном центре профпатологии (приложение 13).

 Министр
                                          Э.А.Нечаев

     

Приложение 1
К приказу Минздравмедпрома России
от 23.06.94 г. N 130

ПОЛОЖЕНИЕ
о медико-санитарной части

     

1. Общие положения

1.1 Медико-санитарная часть (МСЧ) - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь, в основном, работникам предприятий (организаций) промышленности, строительства, транспорта, связи с различными формами собственности.

1.2 МСЧ является государственным (федеральным, ведомственным, муниципальным) учреждением здравоохранения или структурным подразделением(дочерним предприятием) предприятия с негосударственной организационно-правовой формой собственности.

1.3 Учредителями государственных (федеральных, ведомственных, муниципальных) МСЧ являются: Минздравмедпром России, другие министерства и ведомства, территориальные органы управления здравоохранением и Госкомимущество России (территориальные комитеты по управлению имуществом).

Учредителями МСЧ с негосударственными формами собственности являются предприятия (организации) с негосударственными организационно-правовыми формами собственности и Госкомимущество России (территориальные комитеты по управлению имуществом).

1.4 Государственная МСЧ является хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет регистрационный номер, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки и другие реквизиты, необходимые для ее деятельности.

При вхождении МСЧ в предприятие с негосударственной организационно-правовой формой собственности юридический статус и реквизиты МСЧ определяются Уставом предприятия.

1.5 Деятельность МСЧ независимо от формы собственности регламентируется законодательными и нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения, Уставом учреждения (предприятия, организации) и настоящим Положением.

1.6 По согласованию с учредителем на базе МСЧ могут быть размещены клинические подразделения медицинских, научно-исследовательских институтов, факультетов усовершенствования врачей, а также региональные специализированные медицинские центры.

Условия взаимодействия и взаиморасчеты между учреждением и указанными подразделениями определяются в соответствии с порядком, утвержденным Минздравмедпромом России на договорной основе.

1.7 МСЧ осуществляет свою деятельность в соответствии с полученными лицензией и сертификатом. Лицензирование Медицинской деятельности и контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

1.8 МСЧ несет ответственность по своим обязательствам в установленном порядке, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации (при вхождении в предприятие с негосударственной организационно-правовой формой собственности на правах структурного подразделения юридическую ответственность несет учредитель).

1.9 МСЧ независимо от формы собственности ведет учет и представляет отчеты о своей деятельности по формам и в сроки, установленные Минздравмедпромом России.

2. Задачи и функции медико-санитарной части

2.1 Основными задачами МСЧ являются:

2.1.1. Оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи прикрепленному контингенту с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности, выполнение программ обязательного медицинского страхования.

2.1.2. Разработка и осуществление совместно с администрацией предприятия (организации) и по согласованию с органами санэпиднадзора мероприятий по оздоровлению работающих.

2.1.3. Осуществление контроля за соответствием состояния здоровья работающих условиям труда.

3.Структура медико-санитарной части

3.1. МСЧ в зависимости от численности обслуживаемого контингента и по согласованию с учредителем может иметь следующие структурные подразделения: поликлинику, стационар, отделение неотложной медицинской помощи, врачебные и фельдшерские здравпункты и иные подразделения.

Взаимоотношения МСЧ с указанными подразделениями регламентируются Уставом.

3.2. Штаты МСЧ устанавливаются главным врачом по согласованию с учредителем.

4. Организация деятельности

4.1. МСЧ осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных Уставом. Имущественные и иные права и обязанности также закрепляются Уставом учреждения (предприятия, организации).

4.2. Деятельность МСЧ строится на основе договоров об оказании медицинской помощи с учредителем, территориальным фондом обязательного страхования (или страховыми медицинскими организациями), органами управления здравоохранением.

4.3. МСЧ использует в своей деятельности принципы хозяйственного расчета.

4.4. Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи осуществляются в порядке, утвержденном Минздравмедпромом России по согласованию с Минфином России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

5. Финансирование медико-санитарной части

5.1. Финансирование МСЧ осуществляется:

5.1.1. Из средств предприятия-учредителя (после отчисления им налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования) на :

- капитальное строительство;

- содержание помещений МСЧ (охрана, уборка, оплата коммунальных услуг, ремонт);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»