Утверждено Министерством речного флота РСФСР
24 марта 1977 года
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минтранса России от 1 декабря 2014 года N 326
____________________________________________________________________
1.1. Каждый случай несохранности грузов и коммерческого брака при перевозках в судах МРФ в заграничном сообщении подлежит расследованию. Основанием для проведения расследования являются соответствующим образом оформленные документы, подтверждающие несохранность грузов и коммерческий брак. Расследование должно быть своевременным, объективным и полным.
2.1. Расследование на судах проводит капитан. Судовое расследование является наиболее ответственным этапом по установлению причин несохранности грузов и коммерческого брака, недостатков документального оформления и принятию мер по защите интересов перевозчика.
2.2. Расследованием должно быть установлено:
а) причины несохранности грузов и коммерческого брака, а именно:
- не являются ли они результатом нарушения правил перевозки или немореходности судна и в чем состоят эти нарушения;
- не возникла ли несохранность груза из-за плохой тары и упаковки, маркировки, а также в результате неправильных сведений и/или распоряжений грузоотправителя и вышестоящих организаций;
- не является ли недостача скрытым хищением или следствием каких-либо организационных недостатков или технических неисправностей судна, по которым она возникла;
- не является ли недостача следствием неправильного указания числа мест и веса в перевозочных документах по сравнению с данными тальманских и штурманских расписок;
- не является ли подмочка следствием свойств груза, погрузки его во влажном состоянии, попадания воды в трюмы или отпотевания;
б) размер нанесенного ущерба;
в) прямые и косвенные виновники несохранности грузов и коммерческого брака.
2.3. Судовое расследование проводится незамедлительно по обнаружении случаев несохранности грузов и коммерческого брака и должно быть закончено при экспортных перевозках и перевозках между иностранными портами - до прихода в советский порт, а при импортных перевозках - до отхода из советского порта.
Примечание. При особых, крупных случаях брака необходимо незамедлительно сообщить службе (отделу) заграничных перевозок, а там, где ее нет, - службе грузовой и коммерческой работы, которая обязана принять необходимые меры и оказать помощь в проведении расследования.
2.4. Материалы расследования в составе рейсового грузового отчета высылаются на заключение в пароходство. К "Рейсовому извещению о результате сдачи груза" должны быть приложены: копия коносамента, манифест, грузовой план, документ, удостоверяющий сдачу груза, документ, подтверждающий несохранность груза и/или коммерческий брак, поручение (погрузочный ордер), тальманские расписки портов погрузки и выгрузки, акт судового расследования (приложение 1)*, объяснительная записка 2-го штурмана, другие документы, необходимые для проведения расследования (морской протест, акты сюрвейера, объяснения лиц, приказы по судну, выписки из судового журнала и т.д.).
* Приложение в Сборнике не приводятся.
2.5. При оформлении документов расследования необходимо соблюдать следующие требования:
а) объяснения тальманов, свидетелей, виновников несохранности груза и др. лиц должны быть подробными, в письменной форме, с изложением всех обстоятельств, при которых произошел брак, а также причин, его вызвавших, с указанием фамилии, должности и даты написания;
б) другие документы на прием и сдачу грузов должны быть оформлены в соответствии с действующими положениями.
3.1. Судовое расследование случаев несохранности грузов и коммерческого брака и его документальное оформление проводится в сроки и в порядке, изложенном в разделе 2 настоящего Положения.
3.2. В случае смешанной вины, т.е. вины судна и порта или полной вины последнего, порт отдельно проводит расследование, руководствуясь при этом действующим на речном транспорте положением.
4.1. В управлении пароходства расследование случаев несохранности грузов и коммерческого брака проводится службой (отделом) заграничных перевозок, а там, где ее нет, - службой грузовой и коммерческой работы. При необходимости для его проведения могут привлекаться работники других подразделений пароходства и других организаций.
Примечание. Аварии и аварийные происшествия, приведшие к утрате (порче) грузов, расследуются в установленном порядке: на внутренних водных путях - органами судоходной инспекции МРФ РСФСР (приказ МРФ РСФСР от 9 апреля 1971 г. N 50), а на морских путях - капитанами морских торговых портов СССР (приказ ММФ СССР от 5 июля 1971 г. N 110).
4.2. При поступлении в пароходство материалов судового расследования проверяется полнота и правильность представления документов. В ходе расследования и анализа обстоятельств и причин несохранности грузов и коммерческого брака выявляются виновники, устанавливается степень их вины, а также разрабатываются предложения по предотвращению коммерческого брака и некачественных перевозок впредь.
4.3. Результаты расследования оформляются актом (приложение 2). за подписями лиц, проводивших расследование, и начальника службы (отдела) заграничных перевозок, а там, где ее нет, - начальника службы грузовой и коммерческой работы и затем утверждаются зам. начальника пароходства по эксплуатации.
* Приложение в Сборнике не приводится.
Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых высылается на судно, второй остается в деле расследования службы.
4.4. О случаях несохранности, ориентировочные убытки от которых могут достигнуть свыше 2000 сов. руб. и 1000 руб. инв., сообщается Главному управлению заграничных перевозок МРФ и результаты расследования при этом рассматриваются лично начальником пароходства.
4.5. Расследование должно быть закончено в течение 10 дней со дня получения материалов с судна. При необходимости направления запросов портам погрузки, перевалки и выгрузки расследование должно быть закончено в 30-дневный срок.
4.6. Решение руководства пароходства о результатах расследования сообщается на судно в 3-дневный срок по окончании расследования.
4.7. Капитану предоставляется право опротестовать результаты расследования перед начальником пароходства, решение которого является окончательным.
4.8. Решение на оплату удовлетворенных претензий по несохранности внешнеторговых грузов принимается по предъявленным суммам в советских рублях руководством пароходства, а в инвалюте руководством МРФ.
4.9. Результаты расследования не реже одного раза в месяц обсуждаются на оперативных совещаниях под руководством заместителя начальника пароходства по эксплуатации.
4.10. Если при проведении расследования будет установлена виновность работников речного транспорта в хищениях или преступно халатном отношении к своим обязанностям, повлекшая ущерб и гибель грузов, материалы расследования по решению начальника пароходства передаются следственным органам.
4.11. При подтверждении расследованием виновности работников пароходства, портов и судов в несохранности грузов и коммерческом браке последние привлекаются к ответственности по решению начальника пароходства.
В случае нанесения пароходству убытков по вине должностных лиц последние должны нести материальную ответственность в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.12. При подведении итогов работы и представлении на премирование за выполнение планов несохранность грузов и коммерческого брак должны рассматриваться как серьезное производственное упущение, вызывающее соответствующее уменьшение или лишение премии полностью работников, допустивших эти нарушения.
4.13. Ответственность за правильность организации расследования несут:
в пароходстве - начальник службы (отдела) заграничных перевозок, а там, где ее нет, - начальник службы грузовой и коммерческой работы;
на судах - капитаны судов.
4.14. Служба (отдел) заграничных перевозок, а там, где ее нет, - служба грузовой и коммерческой работы, систематически проверяет работу по ведению расследований портами и на судах, принимает меры к улучшению этой работы, а также ежеквартально проводит анализ положения с сохранностью грузов и разрабатывает организационно-технические мероприятия по улучшению качества перевозок. Один экземпляр этого документа вместе с отчетом о несохранности грузов по форме 46-реч. применительно к загранперевозкам высылается в Главное управление заграничных перевозок МРФ 15-го числа месяца после отчетного периода.
Текст документа сверен по:
Сборник нормативных актов
о транспорте.
М., "Юридическая литература", 1983 г. ч. II.