ПОЛОЖЕНИЕ
о капитане морского торгового порта
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минморфлота СССР от 27 мая 1991 года N 40
____________________________________________________________________
Утверждено
Министром морского флота СССР
5 июля 1971 года N 110
1. Капитан морского торгового порта осуществляет государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР по обеспечению безопасности мореплавания и действует на основании настоящего Положения, издаваемого в соответствии со статьей 66 Кодекса торгового мореплавания СССР.
2. Капитан порта подчиняется начальнику морского торгового порта. В части вопросов, относящихся к надзору за безопасностью мореплавания и дипломированию лиц командного состава морских судов, капитан порта находится в подчинении Начальника Главной морской инспекции ММФ.
___________________
* Функции Главной морской инспекции переданы в/о "Мореплавание", см. разд. третий, гл. 3 Сборника.
3. Капитан порта возглавляет Инспекцию портового надзора. Инспекция портового надзора содержится соответствующим портом и находится на его полном хозяйственном обеспечении.
4. Штатное расписание Инспекции портового надзора утверждается начальником порта по согласованию с Главной морской инспекцией.
5. Распоряжения капитана порта по вопросам надзора и обеспечения безопасности мореплавания обязательны для всех предприятий, организаций и отдельных лиц, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Эти распоряжения капитана порта, а также его решения по вопросам дипломирования лиц командного состава морских судов могут быть отменены только Министром морского флота или Начальником Главной морской инспекции.
6. Капитан порта, а также его заместители назначаются и увольняются начальником соответствующего пароходства по согласованию с Главной морской инспекцией.
7. Назначение, перемещение и увольнение работников Инспекции портового надзора производится по представлению капитана порта.
8. На должность капитана внеразрядного порта и портов первого и второго разряда назначаются лица, имеющие дипломы на звание капитана дальнего плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее пяти лет, а в портах третьего разряда - диплом на звание не ниже капитана малого плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее трех лет.
9. Работники Инспекции портового надзора при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты в установленную для них форму с соответствующими знаками различия.
10. Наложение дисциплинарного взыскания на капитана порта, лишение его премии или снижение ее размера за упущения и нарушения в работе, касающиеся вопросов безопасности мореплавания и дипломирования, может иметь место только по согласованию с Начальником Главной морской инспекции.
11. На капитана порта не могут возлагаться обязанности, не относящиеся к кругу деятельности, согласно настоящему Положению.
12. Капитан порта имеет гербовую печать, а также вымпел.
13. Работники Инспекции портового надзора, непосредственно осуществляющие функции надзора и контроля за безопасностью мореплавания, имеют штамп с указанием должности и личного номера.
14. На капитана порта возлагается осуществление следующих функций:
а) надзор за соблюдением действующих законов, постановлений, распоряжений, правил и международных договоров по торговому мореплаванию, касающихся безопасности мореплавания; принятие мер к предупреждению и пресечению их нарушений;
б) круглосуточный надзор за соблюдением порядка в порту, обеспечивающего безаварийную работу флота, в соответствии с Общими правилами морских торговых и рыбных портов СССР и Обязательным постановлением по порту;
в) регулирование движения судов по акватории порта, на подходных каналах и фарватерах, обеспечивающее безопасность мореплавания;
г) оформление прихода судов в порт и вывода их из порта;
д) проверка судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств на звания лиц командного состава морских судов;
е) проверка готовности судна к выходу в море и выпуск судна в мореходном состоянии в соответствии с Инструкцией о выпуске судов в море капитанами морских торговых портов;
ж) внесение судов в Государственный судовой реестр, регистрация в судовой книге и выдача судовых документов;
з) выдача дипломов и квалификационных свидетельств на звания лиц командного состава морских судов;
и) выдача паспортов моряка;
к) расследование аварий судов;
л) организация и руководство лоцманской службой;
м) руководство ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах его акватории;
н) организация спасательных операций по оказанию помощи терпящим бедствие людям и судам в порту и на подходах к нему;
о) контроль за поддержанием надлежащих глубин в порту и на подходных каналах и фарватерах;
п) контроль за исправным действием средств навигационного ограждения в порту и на подходах к нему;
р) контроль за выполнением правил по предупреждению загрязнения моря нефтью;
с) контроль за очисткой акватории порта, подходных каналов и фарватеров от засоренности нефтепродуктами, а также плавающими и затонувшими предметами, мешающими судоходству;
т) контроль за надлежащим техническим состоянием причалов, швартовных и отбойных устройств;
у) организация сигнальной службы в порту;
ф) обеспечение капитанов судов навигационной и гидрометеорологической информацией, имеющейся в распоряжении капитана порта;
х) председательствование в специальных квалификационных комиссиях в соответствии с Правилами выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
ц) выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, а также на производство в пределах территории и акватории порта строительных и иных работ;
ч) участие в рассмотрении проектов и принятии в эксплуатацию гидротехнических сооружений порта.
15. Капитан порта имеет право:
а) запрещать выход судна в море в случаях:
непригодности судна к плаванию, нарушения требований о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания или здоровью находящихся на судне людей, а также в случаях нарушения требования относительно судовых документов;
неуплаты установленных сборов и штрафов.
Расходы, связанные с осуществлением капитаном порта прав, предусмотренных настоящим подпунктом (по осмотру, освидетельствованию и т.п.), возлагается на судовладельца;
б) требовать от капитанов судов, стоящих в порту, от всех организаций, учреждений и предприятий, расположенных в пределах порта, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности, а также от отдельных лиц, находящихся в порту, предоставления имеющихся у них плавучих средств и других технических средств для спасения терпящих бедствие судов и людей. Эти требования капитана порта подлежат безоговорочному и немедленному выполнению;
в) инспектировать все суда, находящиеся в порту, с целью установления их мореходного состояния;
г) возбуждать ходатайства о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законы, постановления, правила, касающиеся безопасности мореплавания;
д) налагать в установленном порядке административные штрафы;
е) производить в установленном порядке проколы контрольных талонов к дипломам и квалификационным свидетельствам лиц командного состава судов Министерства морского флота;
ж) утверждать должностные инструкции работников Инспекции портового надзора в пределах настоящего Положения;
з) налагать на работников Инспекции портового надзора дисциплинарные взыскания и принимать в отношении них меры поощрения в установленном порядке.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Сборник нормативных актов о транспорте,
М., Юридическая литература, 1983 год, часть 2