Действующий

Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР (с изменениями на 3 июня 1998 года)

Обязанности на ходовой вахте

247. При заступлении на ходовую вахту, кроме того, что предусмотрено статьями 244 и 245, вахтенный начальник обязан:

ознакомиться по карте и пособиям с навигационной обстановкой и условиями предстоящего района плавания;

убедиться в исправной работе технических средств судовождения;

проверить действие дистанционного управления главными и вспомогательными двигателями, рулевого устройства, проверить показания приборов пульта управления;

при выполнении маневра передачу вахты не производить до момента, когда выполняемое действие будет полностью закончено;

убедиться , что его зрение адаптировалось к условиям видимости.

248. Заступая на ходовую вахту при плавании в море и на внутренних судоходных путях с применением методов морской навигации, вахтенный помощник капитана, кроме изложенного в статьях 244, 245 и 247, также обязан:

выяснить действие преобладающих и предвычисленных приливов и течений на курс и скорость;

принять и проверить компасный курс, общую поправку компаса и другие элементы счисления; проверить предварительную прокладку на путевой карте и сличить показания компасов;

проверить согласование курсографа по курсу и времени и сделать отметку времени на ленте курсографа;

определить место судна сразу после приема вахты наиболее точным в данных условиях способом, а при плавании по счислению проверить счисление и прокладку за предыдущую вахту.

249. При несении ходовой вахты, кроме того, что предусмотрено ст.246, вахтенный начальник обязан:

постоянно находиться на ходовом мостике (в рулевой рубке) и вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой (пребывание его в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок для выполнения необходимой работы, связанной с выполнением штурманских обязанностей); перед уходом с мостика убедиться, что на период своего отсутствия будут обеспечены надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой и безопасностью плавания;

осуществлять управление судном (составом) при плавании по внутренним судоходным путям;

опознавать все встречающиеся навигационные знаки;

контролировать работу технических средств судовождения и определять их поправки так часто, как это необходимо и возможно;

систематически следить за показаниями находящихся в рулевой рубке и на ходовом мостике контрольно-измерительных приборов;

по меньшей мере один раз за вахту проверять возможность нормального перехода с автоматического управления рулем на ручное; переход с автоматического управления на ручное и наоборот должен выполняться либо вахтенным начальником лично, либо под его непосредственным наблюдением;

после продолжительной работы главных двигателей на установившемся режиме, перед подходом судна к гидротехническим сооружениям, причалам, рейдам, затруднительным участкам пути проверять действие дистанционного управления главными двигателями, рулевого устройства, а также давление сжатого воздуха в пусковых и тифонных баллонах;

следить за надежностью крепления спасательных средств, грузовых стрел и кранов, палубных грузов и подвижных предметов на палубе, состоянием люковых закрытий;

в особо сложных условиях плавания (швартовные операции, прохождение шхер, каналов и узкостей, вход в порт или выход из порта, плавание во льдах, на мелководье, в условиях неудовлетворительной видимости, во время шторма и т.д.) и при маневровых режимах заблаговременно дать распоряжение вахтенному механику - подготовить к действию все судовые технические средства, выполняющие функции дублирования, а затем проконтролировать исполнение этого распоряжения;

при ухудшении видимости или подходе к району о ограниченной видимостью заблаговременно доложить об этом капитану, включить радиолокационную станцию (РЛС) и ходовые огни, уменьшить скорость, начать подачу звуковых туманных сигналов, проинструктировать и выставить впередсмотрящего, перейти с автоматического на ручное управление рулем, предупредить вахтенного механика о возможных реверсах, сверить показания часов, сделать отметку времени на ленте курсографа и в дальнейшем действовать по указанию капитана;

если особые обстоятельства (условия судоходства, перемещение отдельных судов, обнаруженные неисправности навигационного оборудования или другой техники, неуверенность в правильности своих действий и т.д.) ставят под сомнение безопасность плавания, уменьшить скорость (или прекратить движение), доложив капитану и действовать по его указанию;

при плавании по внутренним судоходным путям информировать диспетчерский аппарат и встречные суда об обнаруженных изменениях условий судоходства, представляющих опасность для плавания судов;

при наличии лоцмана на борту продолжать контролировать место судна и его движение, а при сомнениях в действиях или намерениях лоцмана немедленно доложить капитану и принять меры предосторожности.

250. При плавании в море и на внутренних судоходных путях с применением методов морской навигации вахтенный помощник капитана, кроме того, что предусмотрено статьями 246 и 249, обязан:

следить за точным удержанием судна на заданном курсе, вести счисление пути и исполнительную прокладку, определять место судна наиболее точными и подходящими к данным условиям способами с частотой, обеспечивающей обнаружение опасного сноса с продолженной линии пути, но не реже заданной капитаном;

каждый час после каждого изменения курса судна сличать показания магнитного компаса и гирокомпаса; следить за согласованием репитеров с основным компасом;

с момента обнаружения другого судна, идущего на сближение, для расхождения с которым требуется принятие каких-либо мер, вести наблюдение за изменением пеленга и дистанции с целью определения элементов движения встречного судна, результаты докладывать капитану;