ЗАКЛЮЧЕНИЕ
государственной экологической экспертизы действующей
нормативно-правовой, инструктивно-методической и
нормативно-технической документации по охране
атмосферного воздуха от загрязнения
Государственная экологическая экспертиза действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения проведена в соответствии с приказом Минэкологии России от 15 апреля 1992 года N 57 с целью определения ее соответствия действующим экологическим требованиям.
Рассмотрена: нормативно-правовая, инструктивно-методическая и нормативно-техническая документация, включающая международные конвенции, общие положения, отраслевые методики, международные и национальные стандарты, документацию для проектирования и оценки воздействия на окружающую среду, метеорологические факторы загрязнения воздуха, загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками, радиационное и химическое загрязнение атмосферного воздуха при аварийных ситуациях, нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу, инвентаризацию источников выбросов, программное обеспечение.
Уровень экологической опасности воздействия проектируемых и действующих хозяйственных и иных объектов на состояние атмосферного воздуха, а также эффективность государственного управления и контроля определяется совершенством нормативно-технической, инструктивно-методической и нормативно-правовой документации. Нормативная база должна быть основана на многолетнем отечественном и зарубежном опыте, содержать нормативные требования к ведению хозяйственной деятельности и систему показателей качества окружающей среды с учетом природно-климатических условий и интенсивности природопользования.
Актуальной для нашей страны является задача изучения практического опыта и законодательств различных стран мира для условий Российской Федерации.
При разработке нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух целесообразно иметь систему удельных показателей выбросов вредных веществ по производственно-технологическому принципу. Совершенствование экономического механизма природопользования необходимо ориентировать на стимулирование внедрения мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.
В основу управления качеством окружающей среды должна быть положена система экологических нормативов, а не действующее в настоящее время требование соблюдения санитарно-гигиенических нормативов (ПДК), которые не охватывают всех форм техногенного воздействия.
Нормативную документацию по охране окружающей среды от загрязнения предлагается рассматривать в качестве одного из основных направлений экологизации развития природопользования.
В настоящее время действующая нормативная и правовая база по охране атмосферного воздуха от загрязнения в основном не соответствует современным экологическим требованиям, не обеспечивает экологическую безопасность общественного развития, является устаревшей и ее использование не позволяет инициатору деятельности составить представление об отрицательных экологических последствиях реализации принимаемых решений (из 328 действующих нормативных документов отвечают современным требованиям - 8, нуждаются в доработке - 291, рекомендуются к отмене - 29). Исходя из существующего положения, целесообразно продолжить работу по экспертизе нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха, оставшейся за рамками рассмотрения экспертной комиссии Минэкологии России, разработать и представить положения по определению основополагающих нормативных документов для включения в программы научно-исследовательских работ на период 1993 - 1995 годы, а также провести аналогичную комплексную экспертизу нормативной документации по рациональному использованию и охране от загрязнения водных, земельных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира.
С целью разработки системы экологических показателей и проведения комплексной экологической оценки воздействия на среду городов, регионов необходимо провести работу по увязке нормативных документов по охране атмосферного воздуха с аналогичными документами по охране водоемов, почвы, растительности и других сред.
На основании рассмотрения Сводного заключения экспертной комиссии Главного управления государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения и в результате обсуждения всех имеющихся материалов по данному вопросу Государственный экспертный совет по экологии и природным ресурсам
решил:
1. Одобрить, в основном, заключение государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
2. Рекомендовать подразделениям Минэкологии, соответствующим министерствам, ведомствам и организациям принять к практической деятельности нормативную документацию, отвечающую современным экологическим требованиям (согласно приложению 5.3 сводного заключения), продлить срок действия документов, приведенных в приложениях 5.4, 5.6 сводного заключения до завершения их доработки и введения в действие, но не позднее 1 января 1996 года.
Не прошедшие согласование и регистрацию в установленном порядке до 1 января 1996 года отраслевые и другие нормативные документы, в том числе разработанные вновь, не рекомендовать к использованию в практической деятельности.
3. Рекомендовать заинтересованным главным управлениям (управлениям) Минэкологии России провести необходимую работу по совершенствованию и доработке нормативных документов (согласно приложениям 5.4, 5.6, 5.7 и 5.7А) с последующим осуществлением их экологической экспертизы Главным управлением государственной экологической экспертизы.
4. Согласиться с принятыми экспертной комиссией рекомендациями об отмене устаревших и не соответствующих современным требованиям нормативных документов (согласно приложению 5.5 сводного заключения).
5. Признать целесообразным классифицировать нормативную документацию по охране атмосферного воздуха от загрязнения по аналогии с принятой МАГАТЭ классификацией (включающей основные положения, правила и нормы, требования, методики и инструкции, справочно-информационные и другие материалы, утверждаемые органами разных уровней, и имеющей различные требования по обязательности выполнения).
6. Главному управлению государственной экологической экспертизы Минэкологии России провести аналогичную работу по рассмотрению нормативных, методических и инструктивных документов по охране окружающей природной среды.
7. Экспертной комиссии по рассмотрению действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения разработать и представить в Минэкологию России предложения по приоритетной доработке основополагающих нормативных документов и включение их в программу "Экологическая безопасность России" на 1993 год.
8. Рекомендовать Управлению массовой информации связей с общественностью и экологического образования Минэкологии России издать материалы экологической экспертизы по рассмотрению действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
Председатель Государственного
экспертного совета по экологии и
природным ресурсам,
член-корр. РАН
Ю.М.Арский
Ученый секретарь Совета
доктор экономических наук
М.Э.Кябби