О "Методологии таможенной статистики внешней торговли
Российской Федерации"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2004 года на основании
приказа ГТК России от 24 декабря 2003 года N 1524
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В связи с переходом большинства стран Европейского союза с 1 января 1999 года на новую расчетную единую валюту "евро" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 1999 года N 169 "О внесении изменения в Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года N 1560" и письмом ГТК России от 27 апреля 1999 года N 01-15/12502 "О переходе на расчетную единую валюту "евро"" произведена замена в соответствующих нормативных актах России слова: "ЭКЮ" словом "евро" с 23 февраля 1999 года.
____________________________________________________________________
В развитие п.11 ст.10, а также ст.212-215 Таможенного кодекса Российской Федерации в Управлении таможенной статистики и анализа разработана "Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации", основывающаяся на положениях Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и учитывающая рекомендации Статистической Комиссии ООН и Статистического бюро Комиссии Европейских сообществ (Евростат).
С целью обеспечения задач формирования данных по внешней торговле Российской Федерации на этапе промышленного функционирования автоматизированной подсистемы ведения таможенной статистики внешней торговли,
приказываю:
1. Утвердить "Методологию таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации" (приложение 1).
2. Установить, что "Методология ..." используется для формирования данных таможенной статистики внешней торговли, начиная с 1 июля 1994 г.
3. УТСА (Лисов) совместно с УОТК (Васильев) в двухнедельный срок разработать техническое задание для ГНИВЦа на уточнение в соответствии с "Методологией ..." программных средств, используемых для формирования данных таможенной статистики.
4. ГНИВЦ (Чеботов) до 31 мая с.г. внести необходимые изменения в программные средства для подготовки в соответствии с "Методологией ..." данных таможенной статистики внешней торговли по выходным формам, утвержденным приказом ГТК России N 285 от 29 июля 1992 г.
5. Начальникам региональных управлений, таможен и таможенных постов:
а) довести настоящий приказ до всех сотрудников отделов таможенной статистики и анализа;
б) применять с 1 июля 1994 г. формы отчетности таможенных органов перед ГТК России, утвержденные приказом ГТК России от 28.12.1993 N 556, с учетом изменений, приведенных в приложении 2.
6. Возложить на УТСА (Лисов) вопросы актуализации "Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации" по мере утверждения в установленном порядке разрабатываемых положений об отдельных таможенных режимах.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя ГТК России Драганова В.Г.
Первый заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации
В.Ф.Кругликов
Методология таможенной статистики
внешней торговли Российской Федерации
Правовой основой ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации (в дальнейшем - таможенная статистика) таможенными органами Российской Федерации являются
- Таможенный кодекс Российской Федерации;
- Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации.
Таможенная статистика внешней торговли является составной частью статистики внешнеэкономических связей.
В настоящей "Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации" (в дальнейшем - Методология) изложены основные правила и процедуры, которые базируются на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Методология разработана с учетом рекомендаций Статистической Комиссии ООН и "Руководства для пользователей по статистике внешней торговли" (Евростат, издание 3, 1990 г.).
Таможенная статистика предназначена для решения следующих задач:
- обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России;
- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;
- информационное обеспечение:
подготовки актов законодательства Российской Федерации в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли;
подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно-коммерческой работы;
высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти - при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;
- анализ конъюнктуры российского рынка;
- контроль за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет;
- осуществление валютного контроля;
- составление торгового и отдельных статей платежного балансов.
В настоящей Методологии используются основные термины в следующих значениях:
1. Таможенная территория Российской Федерации - сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Расположенные на территории Российской Федерации свободные таможенные зоны и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
2. Таможенная граница Российской Федерации - пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
3. Товары - движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.
4. Российские товары - товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации.
5. Иностранные товары - товары, не указанные в пункте 4 данного раздела.
6. Таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.
6.1. Выпуск товаров для свободного обращения (импорт) таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
6.2. Реимпорт товаров - таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
6.3. Транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
6.4. Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
6.5. Магазин беспошлинной торговли - таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
6.6. Переработка товаров на таможенной территории - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
6.7. Переработка товаров под таможенным контролем - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
6.8. Временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
6.9. Свободная таможенная зона и свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.
6.10. Переработка товаров вне таможенной территории таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
6.11. Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
6.12. Реэкспорт товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
6.13. Уничтожение товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
6.14. Отказ от товара в пользу государства - таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.
Исходными данными при формировании таможенной статистики являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), заполняемых декларантами (формы ТД 1 и ТД 2) при таможенном оформлении товаров (приложение 1).
Учет товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, вода и др.) и по линиям электропередач, осуществляется в соответствии с особенностями их декларирования - по партиям товаров, поставленных в соответствии с документами, подтверждающими приемку товаров на пограничных пунктах трубопроводов или линий электропередач.
В таможенную статистику включаются все товары (в том числе ценности, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны.
6.1. Таможенная статистика Российской Федерации ведет учет ввоза и вывоза товаров на основании "общей" системы учета внешней торговли, при которой учитываются все товары, поступающие в пределы государственной территории страны или покидающие эти пределы. При этом границей статистической территории России выступает государственная граница*.
_______________
* При "специальной" системе учета внешней торговли границей статистической территории является таможенная граница.
6.2. При "общей" системе учета таможенной статистикой учитываются следующие категории товаров:
Товары, ввозимые для свободного обращения.
Реимпортируемые товары.
Товары, ввозимые для переработки на таможенной территории.
Товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории.
Товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем.