Недействующий

Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из РФ возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений... (с изменениями на 05.04.1999) (утратило силу с 12.11.2001 на основании постановления Правительства РФ от 29.08.2001 N 634)

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 сентября 1994 года N 1098

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации
возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных
и растений, их генетически измененных форм, фрагментов
генетического материала и оборудования, которые могут
быть применены при создании бактериологического
(биологического) и токсинного оружия

(с изменениями на 5 апреля 1999 года)

1. Настоящим Положением определен комплекс мероприятий по контролю за экспортом (передачей, обменом) из Российской Федерации возбудителей заболеваний, их генетически измененных форм и фрагментов генетического материала, а также оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия (далее именуются - возбудители заболеваний и оборудование двойного применения), указанных в Списке возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, утвержденном распоряжением Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. N 298-рп (далее именуется - Список).

2. Требования настоящего Положения распространяются на всех субъектов хозяйственной деятельности, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации независимо от форм собственности.

3. Экспорт, а также реэкспорт из Российской Федерации возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, включенных в Список, на основании решений Организации Объединенных Наций запрещен в государства, нарушающие Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. и Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года.

В случае обнаружения фактов нарушения странами-импортерами указанных международных актов или невыполнения ими принятых обязательств контракт (соглашение, договор) подлежит расторжению.

4. Порядок контроля за экспортом возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения предусматривает:

подготовку и выдачу заключения о возможности экспорта возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, перечисленных в Списке;

лицензирование экспорта возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения;

таможенный контроль и таможенное оформление экспорта возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения.

5. При заключении субъектами хозяйственной деятельности Российской Федерации контрактов (соглашений, договоров) на экспорт (передачу, обмен) из Российской Федерации возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, включенных в Список, в тексте контракта (соглашения, договора) в обязательном порядке должны быть указаны: конечные пользователи; цель использования экспортируемого товара; обязательства импортера, гарантирующие, что эти возбудители заболеваний и оборудование двойного применения будут использованы только в заявленных целях, не связанных прямо или косвенно с производством бактериологического (биологического) и токсинного оружия, и не будут применены в качестве такового, а также не будут реэкспортированы или переданы кому бы то ни было без письменного разрешения на это экспортера.

Обязательства должны быть специально оформлены импортером в уполномоченном государственном органе страны-импортера по каждой конкретной сделке на поставку каждого объекта экспорта (передачи, обмена), включенного в Список, в виде международного (национального) импортного сертификата или его аналога, а в случае отсутствия процедуры оформления импортного сертификата - в виде документа, содержащего указанные обязательства, с заверенным переводом на русский язык.

Если импортер является посредником, то соответствующие обязательства конечного пользователя должны быть специально оформлены по каждой конкретной сделке на поставку объекта экспорта (передачи, обмена), включенного в Список, в виде сертификата конечного пользователя или другого документа, содержащего обязательства конечного пользователя.

Указанные документы, содержащие обязательства, направляются российскому экспортеру для дальнейшего представления в Правительственную комиссию по экспортному контролю Российской Федерации (Экспортконтроль России) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 года N 1548).

6. Лицензирование экспорта (передачи, обмена) возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, включенных в Список, осуществляется по всем видам внешнеэкономической деятельности, включая прямые производственные и научно-технические связи, прибрежную и приграничную торговлю, товарообменные операции в соответствии с настоящим Положением.

Экспорт (передача, обмен) возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, включенных в Список, осуществляется только по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации.

Основанием для выдачи лицензии является заключение Экспортконтроля России о возможности экспорта (передачи, обмена) возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения.

Для получения заключения о возможности экспорта (передачи, обмена) каждого отдельного возбудителя заболевания или каждого отдельного вида оборудования двойного применения экспортер представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю заявление на выдачу лицензии, оформленное в соответствии с требованиями, установленными Министерством внешних экономических связей Российской Федерации; заверенную копию контракта (соглашения, договора) на экспорт (передачу, обмен) возбудителя заболевания или оборудования двойного применения; заверенную копию контракта (договора, соглашения) между российскими изготовителем и экспортером (в случае если экспорт возбудителя заболевания или оборудования двойного применения осуществляется через посредника); оригиналы документов, содержащих обязательства импортера, конечного пользователя и уполномоченного государственного органа страны-импортера, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения; заверенную копию паспорта штамма возбудителя заболевания или токсина.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю имеет право запрашивать и получать дополнительные информацию и документы, необходимые для подготовки заключения.

При необходимости заключение согласовывается с Министерством здравоохранения Российской Федерации или Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374).

Заключение о возможности экспорта выдается в течение не более чем 20 дней после получения вышеперечисленных документов и направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и заявителю.

Министерство внешних экономических связей Российской Федерации направляет (по согласованной форме) Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю информацию о выданных на основании заключений Экспортконтроля России лицензиях на право экспорта возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения.

7. Разрешение на реэкспорт странами-импортерами импортированных из Российской Федерации возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения выдается российским экспортером на основании заключения Экспортконтроля России о возможности реэкспорта.

Для этого российский экспортер представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю заверенные копии контракта зарубежного импортера с третьим лицом, содержащего условия, предусмотренные в пункте 5 настоящего Положения, и документа, содержащего вытекающие из контракта обязательства, оформленного в уполномоченном государственном органе страны третьего лица в виде международного (национального) импортного сертификата или иного документа, предусмотренного ее национальным законодательством.

8. Временный вызов за пределы Российской Федерации оборудования двойного применения, содержащегося в Списке, для демонстрации на выставках, ярмарках и в рекламных целях осуществляется без лицензии на основании заключений Экспортконтроля России.

Для получения заключения о возможности временного вывоза в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю направляются:

заявление, в котором указываются наименование объекта вывоза (с указанием кода ТН ВЭД), его количество, цель вывоза и характер использования объекта, страна назначения, название выставки (ярмарки), места использования объекта, сроки нахождения вывозимого объекта за границей, наименование и адрес российской организации, осуществляющей вывоз, иностранные контрагенты, наименование таможенного органа, который будет осуществлять таможенное оформление объекта;

обязательства российской организации, осуществляющей вывоз объекта, по его обратному ввозу.