____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока реализации
Федеральной целевой программы развития и совершенствования
Всероссийской службы медицины катастроф на 1994-1996 годы
____________________________________________________________________
В целях обеспечения эффективной экстренной лечебно профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф на 19941996 годы.
Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию этой федеральной целевой программы.
2. Установить, что в 1994 году финансирование указанной в пункте 1 настоящего постановления программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета на 1995-1996 годы предусматривать ассигнования, необходимые для финансирования этой программы.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать, утвердить и реализовать комплекс неотложных организационных, финансовых и материально-технических мер, направленных на обеспечение своевременной экстренной лечебно профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации на 1995 и последующие годы необходимые объемы финансирования на проведение комплекса лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и эпидемиями.
Председатель Правительства В.Черномырдин
Российской Федерации
Федеральная целевая программа
развития и совершенствования Всероссийской
службы медицины катастроф на 1994-1996 годы
1. ОБОСНОВАНИЕ
В Российской Федерации развитие и совершенствование лечебно профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и эпидемиями, приобретает все большее значение в условиях наличия на территории страны большого числа опасных производств и технологий с устаревшим или исчерпавшим проектный ресурс оборудованием, участившихся аварий на этих объектах, сопровождающихся гибелью, травмами и увечьем людей.
В Российской Федерации ежегодно стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии уносят более 50 тысяч человеческих жизней и являются причиной ущерба здоровью более 250 тысяч человек. Материальные и экономические затраты только на ликвидацию последствий этих ситуаций превышают 500 млрд. рублей в год.
Особую опасность представляют крупные транспортные аварии и катастрофы, сопровождающиеся в ряде случаев массовыми поражениями и гибелью людей, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия, значительным материальным и экономическим ущербом. При железнодорожной катастрофе на станции Свердловск-Сортировочный при взрыве находящихся в вагонах взрывчатых веществ пострадало более 1000 человек, из которых 156 были госпитализированы. При крушении пассажирского поезда под городом Бологое Ленинградской области ранено 182 человека, погиб 31 человек. Под городом Уфа в результате железнодорожной катастрофы пострадало 871 человек, в том числе 196 детей.
Наряду с антропогенными катастрофами сохраняется угроза возникновения природных катастроф (землетрясения, наводнения, бури, ураганы и обвалы), количество которых, по имеющимся статистическим данным, в 1992 году увеличилось в 1,7 раза по сравнению с 1991 годом.
При стихийных бедствиях, таких как наводнения, прежде всего имеют значение масштабы территории затопления, количество населения, оказавшегося без крова, питьевой воды и продуктов питания и подвергшегося воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов, что определяет массовость проявления инфекционных и неинфекционных заболеваний. Население, оказавшееся в зоне катастроф, вызванных стихийными бедствиями, в 50 процентах случаев подвержено инфекционным заболеваниям.
В результате стихийных бедствий, аварий и катастроф выходят из строя расположенные в районе их возникновения лечебно профилактические учреждения, что значительно осложняет возможности оказания медицинской помощи и лечения заболевших и пострадавших без привлечения дополнительных медицинских сил и средств.
Приведенные данные свидетельствуют, что жизнь и здоровье населения Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях в значительной степени зависят от своевременности и качества оказания лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению. Не случайно девяностые годы нашего столетия провозглашены международным десятилетием по уменьшению опасности чрезвычайных ситуаций. При этом наиболее тяжелые последствия, сопровождающиеся нарушением здоровья людей, регистрируются в странах, имеющих минимальные ресурсы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В Российской Федерации для оказания экстренной лечебно профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создана и функционирует служба медицины катастроф. Только в 1992-1993 годах медицинская помощь и лечение силами учреждений и формирований этой службы была оказана более 185 тысячам лиц, заболевших, пораженных и получивших травмы и увечья при возникновении чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.
Опыт работы службы медицины катастроф показал, что в организации и оказании медицинской и санитарно-эпидемиологической помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций, имеются недостатки, которые связаны со слабым материально техническим оснащением учреждений и формирований службы, низким уровнем подготовки ее медицинского персонала, отсутствием научного обоснования деятельности всей системы в целом.
Решение вопросов совершенствования организационной структуры Всероссийской службы медицины катастроф путем функционального объединения соответствующих сил и средств заинтересованных министерств и ведомств, обеспечение учреждений и формирований здравоохранения медикаментами, перевязочными средствами, медицинской техникой и другим оборудованием позволит более оперативно и эффективно осуществлять мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями.
Координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрение их результатов в практику оказания экстренной лечебно-профилактической помощи населению при чрезвычайных ситуациях увеличит потенциал и возможности Всероссийской службы медицины катастроф.
Данная проблема носит государственный характер и требует участия в ее решении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, всей системы государственного и муниципального здравоохранения, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ведомственных служб здравоохранения и санитарно эпидемиологического надзора. Вопросы создания и совершенствования службы медицины катастроф должны решаться в рамках настоящей федеральной целевой программы развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф (далее именуется-программа) и реализацией соответствующих неотложных мероприятий по этому направлению деятельности, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами субъектов Российской Федерации.
Программа разработана Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 года N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами". При разработке программы были приняты во внимание следующие особенности:
сложная и многообразная проблема сохранения жизни и здоровья человека при чрезвычайных ситуациях определяет необходимость обеспечения своевременной высококвалифицированной медицинской помощи населению соответствующими учреждениями и формированиями здравоохранения федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, координации и оперативного управления всей службой медицины катастроф;
в сложившихся социально-экономических условиях в Российской Федерации необходимо определить приоритетные направления и мероприятия по развитию службы медицины катастроф, требующие первоочередной государственной поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях;
вопросы финансирования мероприятий, направленных на эффективное оказание экстренной лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций должны решаться наряду с важнейшими народно-хозяйственными задачами с использованием и привлечением всех имеющихся источников финансирования, необходимых для достижения этих целей.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью программы является предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности, развитие и совершенствование деятельности сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.
Для достижения поставленных целей программой предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф;
экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях;
санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
научное, кадровое и материально-техническое обеспечение Всероссийской службы медицины катастроф.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Эффективность лечебно-профилактического и
санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях во многом зависит от организации управления, структуры,
форм и методов работы Всероссийской службы медицины катастроф.
Необходимо создание оптимальной структуры этой службы, обеспечение
готовности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических
учреждений и формирований, составляющих ее структуру, к
координированным действиям в условиях возникновения и ликвидации
последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и эпидемий на
федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, а также с учетом прогнозов
возможного возникновения медико-санитарных последствий различного
масштаба на территории Российской Федерации и необходимости
рационального привлечения и использования соответствующих сил и
средств службы медицины катастроф в этом случае.
В настоящее время силы и средства Всероссийской службы медицины катастроф ведомственно разобщены, требуется координация управления деятельностью всеми учреждениями и формированиями, входящими в состав этой службы, независимо от их ведомственной подчиненности и расположения.
Необходима разработка нормативных правовых актов в развитие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, направленных на определение объемов оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях, социальную защиту персонала службы медицины катастроф, его прав и обязанностей при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и эпидемий.
Научно обоснованные показатели оценки деятельности медицинских формирований и службы в целом, ее информационное обеспечение на основе единой системы организации статистического медицинского учета и отчетности позволят более оперативно решать поставленные задачи по сохранению жизни и здоровья людей.
Нуждается в совершенствовании методика принятия управленческих решений и планирования лечебно-профилактических и санитарно эпидемиологических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
Основными направлениями развития и совершенствования структуры службы медицины катастроф являются:
разработка концепции организации построения и совершенствования структуры Всероссийской службы медицины катастроф;
разработка нормативных правовых актов по проблемам медицины катастроф в развитие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и санитарного законодательства;
создание системы планирования деятельности и организации управления Всероссийской службой медицины катастроф;
информационное обеспечение Всероссийской службы медицины катастроф;
разработка и внедрение методик и методов прогнозирования медико-санитарных последствий при чрезвычайных ситуациях различного характера;
обеспечение и совершенствование деятельности Всероссийского и региональных центров медицины катастроф, а также созданных при них формирований постоянной готовности;
обеспечение функционирования формирований постоянной готовности и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном, региональном и местном уровнях;
характеристика территории Российской Федерации по вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций различного масштаба и характера, рационального привлечения сил и средств медицины катастроф в случае возникновения таких ситуаций.
На федеральном уровне программой предусматривается:
разработка законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области медицины катастроф;
создание системы планирования, организации и управления силами и средствами Всероссийской службой медицины катастроф;
информационное обеспечение учреждений и формирований Всероссийской службы медицины катастроф на основе функционирования единой информационно-вычислительной системы АИС "Медицина катастроф";
разработка прогнозов медико-санитарных последствий при чрезвычайных ситуациях различного характера;
характеристика и ранжирование территории Российской Федерации по критериям возможности возникновения чрезвычайных ситуаций различного масштаба и характера.
Реализация задачи организационного и структурного построения Всероссийской службы медицины катастроф, совершенствование управления учреждениями и формированиями службы, улучшение их ресурсного и научного обеспечения будет осуществляться в рамках настоящей федеральной целевой программы, а также комплекса неотложных мероприятий по этому направлению деятельности, разрабатываемому субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И ЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В сложившихся социально-экономических условиях осуществление возложенных на Всероссийскую службу медицины катастроф задач и функций по организации и своевременному оказанию населению экстренной медицинской помощи и лечению в условиях чрезвычайных ситуаций затруднено из-за недостаточного финансирования учреждений и формирований службы, их неудовлетворительного материально технического снабжения, а также обеспечения лекарственными и другими средствами.
Экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях имеет свои особенности, обусловленные внезапностью возникновения такой ситуации, ее характером и масштабом последствий, тяжестью и разнообразием форм заболеваний и поражений населения.
В связи с вышеизложенным возникают серьезные проблемы как в системе организации медицинской помощи, так и качестве ее оказания населению в этих условиях.
Основными направлениями работ по обеспечению оказания экстренной медицинской помощи и лечению населения в чрезвычайных ситуациях на федеральном уровне являются:
разработка и внедрение методологии этапного лечения населения;
пересмотр действующих, разработка и внедрение новых государственных стандартов оказания всех видов медицинской помощи населению на догоспитальном и госпитальном этапах в условиях чрезвычайных ситуаций;
разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения населения с различными формами заболеваний и поражений в зависимости от характера чрезвычайных ситуаций;
оснащение учреждений и формирований Всероссийской службы медицины катастроф средствами и препаратами для экстренной медицинской помощи и лечения населения с различной патологией заболевания, формами и характером поражения.