Об утверждении Инструкции о порядке продления сроков
производства по делу о нарушении таможенных правил
и его рассмотрения
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ГТК России от 26 июня 2001 года N 607
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий приказ был признан утратившим силу на основании приказа ГТК России от 20 июля 1998 года N 496.
Приказ ГТК России от 20 июля 1998 года N 496 отменен на основании приказа ГТК России от 15 марта 2001 года N 257 в связи с отказом в госрегистрации Министерства юстиции Российской Федерации (письмо Минюста Российской Федерации от 12.02.2001 N 07/1431-ЮД).
____________________________________________________________________
В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя ГТК России Драганова В.Г.
Председатель Государственного таможенного комитета
Российской Федерации
А.С.Круглов
Утверждено
Приказом ГТК России
N 186 от 5 мая 1994 г.
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке продления сроков производства по делу о
нарушении таможенных правил и его рассмотрения
1. Настоящей Инструкцией устанавливается единый для таможенных органов порядок продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения.
2. Дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым с момента:
- составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил (статья 289 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- фактического получения таможенным органом от органов предварительного следствия, других органов дознания, прокурора или суда материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела или вынесено постановление о прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, при наличии в этих материалах признаков нарушения таможенных правил (статья 302 Таможенного кодекса Российской Федерации); *)
--------------------
*) Это положение пункта 2 настоящей Инструкции применяется при условии, если по этому же факту правонарушения до рассмотрения его в органах предварительного следствия, в других органах дознания, прокурором или судом таможенным органом уже составлялся протокол о таком таможенном правонарушении в соответствии со статьей 299 или статьей 300 Таможенного кодекса Российской Федерации.
- вынесения начальником таможенного органа или его заместителем постановления об отмене акта о наложении взыскания (при использовании упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил) и о заведении дела о нарушении таможенных правил (статья 386 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Производство по делу о нарушении таможенных правил считается законченным:
- при передаче материалов дела должностным лицом таможенного органа, в производстве которого оно находится, начальнику этого органа или его заместителю, а в ГТК России - уполномоченному должностному лицу этого Комитета, для рассмотрения по существу (статья 356 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- при прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил в случаях, предусмотренных статьей 291 Таможенного кодекса Российской Федерации (статья 357 Таможенного кодекса Российской Федерации).
3. Производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения дела.
Этот срок может быть продлен, если в этом возникнет необходимость, начальником таможни Российской Федерации или лицом, его замещающим, а также начальниками вышестоящих таможенных органов Российской Федерации или лицами, их замещающими, в пределах сроков наложения взысканий за нарушение таможенных правил, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации (статья 292 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Начальник таможни Российской Федерации или лицо, его замещающее, правомочен в случае необходимости продлить срок производства по делу о нарушении таможенных правил, если такое производство велось должностным лицом этой таможни либо должностным лицом таможенного поста, подчиненного этой таможне, но не более, чем до шести месяцев.
Аналогичными правами обладает начальник таможенного управления или лицо, его замещающее, по делам, производство по которым осуществляется должностным лицом этого управления или должностным лицом подчиненного управлению таможенного органа. При этом начальник регионального таможенного управления или лицо, его замещающее, рассматривает вопрос о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил как по собственной инициативе в порядке контроля, так и при отказе начальника таможни или лица, его заменяющего, удовлетворить ходатайство отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил этой таможни о продлении срока такого производства, если начальник отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, начальник таможенного поста, или должностное лицо, в производстве которого находится такое дело, настаивает на необходимости продления срока производства по делу.
Дальнейшее продление срока производства (на срок свыше шести месяцев) по делам о нарушении таможенных правил может быть произведено в исключительных случаях начальником регионального таможенного управления или лицом, его замещающим, если такое производство осуществлялось должностным лицом этого таможенного управления или должностным лицом таможенного органа, подчиненной таможенному управлению.
В Государственном таможенном комитете Российской Федерации полномочиями продления срока производства по делу о нарушении таможенных правил до шести месяцев и более обладает начальник Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или лицо, его замещающее, в отношении любого дела, находящегося в производстве как Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России, так и любого нижестоящего таможенного органа Российской Федерации.
Для таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, вопрос о продлении сроков производства по делу о нарушении таможенных правил более чем на шесть месяцев рассматривается начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или лицом, его замещающим, при отказе начальника таможни в удовлетворении ходатайства отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил этой таможни, если начальник такого отдела, начальник таможенного поста, или должностное лицо, в чьем производстве находится такое дело, настаивает на необходимости продления срока производства по такому делу.
В отношении соответствующих ходатайств таможен, подчиненных региональным таможенным управлениям , начальник Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России или лицо, его замещающее, рассматривает вопрос о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил как по собственной инициативе в порядке контроля, так и при отказе начальника регионального таможенного управления или лица, его замещающего, удовлетворить ходатайство таможни о продлении срока такого производства, если начальник таможни либо начальник отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил регионального таможенного управления, начальник таможенного поста либо должностное лицо, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, настаивает на необходимости продления срока производства по делу.
4. В случае необходимости продления срока производства по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо, в производстве которого находится это дело, обязано составить мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил (форма прилагается) и представить его соответствующему начальнику таможенного органа или лицу, его замещающему, (в ГТК России начальнику Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или лицу, его замещающему) не позднее чем за пять дней до истечения такого срока.
5. Начальник таможни или лицо, его замещающее, принимает к рассмотрению постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил при наличии на постановлении визы начальника отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Начальник регионального таможенного управления или лицо, его замещающее, принимает к рассмотрению постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил, как правило, при наличии на постановление виз начальника отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможни и начальника таможни либо лица, его заменяющего, а также визы начальника отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможенного управления.
Начальник Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России или лицо, его замещающее, принимает к рассмотрению постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил, как правило, при наличии на постановлении виз начальника таможни или лица, его замещающего, и начальника отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможни, а также визы начальника соответствующего отдела Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России, в чью компетенцию входит организация ведения производства по делам о нарушении таможенных правил или руководством этого Управления возложен контроль по организации ведения производства по делу.
6. В описательной части постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил должно быть указано:
- место и дата его вынесения, а также должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
- описание обстоятельств совершенного нарушения таможенных правил;
- данные о лице (лицах), совершившем (их) нарушение таможенных правил;
- краткое изложение основных доказательств, свидетельствующих о нарушении таможенных правил;
- квалификация нарушений таможенных правил, указанных в протоколе о нарушении таможенных правил, по статье (статьям) Таможенного кодекса Российской Федерации;
- предполагаемая окончательная квалификация нарушения таможенных правил по статье (статьям) Таможенного кодекса Российской Федерации (если в ходе производства были получены данные, достаточные для изменения предварительной квалификации);
- сведения о том, когда, каким должностным лицом и до какого времени ранее продлевался срок производства по этому делу;
- сведения о возвращении дела о нарушении таможенных правил для дополнительного производства (статья 360, п.5 части первой статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- основания для продления срока производства по делу о нарушении таможенных правил;
- краткое указание основных процессуальных действий и мероприятий, которые необходимо выполнить по делу для окончания производства по делу, а также предполагаемые сроки их проведения.
В постановляющей части постановления указывается должностное положение лица, перед которым возбуждено ходатайство о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил, номер этого дела и конкретная дата, до которой ходатайствуется о продлении срока производства по делу.
7. Возбуждение ходатайства и его рассмотрение предполагают в обязательном порядке соблюдение условия, предусмотренного статьей 292 Таможенного кодекса Российской Федерации, о возможности продления производства лишь в пределах сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил.
Так, взыскания, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 242 Таможенного кодекса Российской Федерации, в виде:
- предупреждения;
- штрафа;
- отзыва лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, -
могут быть наложены на физических лиц или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения таможенных правил, а на предприятия, учреждения и организации, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения **).
--------------------
**) В случаях отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии признаков нарушения таможенных правил, срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом Российской Федерации от следователя, прокурора, суда, органов дознания решения (постановления, определения, приговора) об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Взыскания, предусмотренные пунктами 4-6 статьи 242 Таможенного кодекса Российской Федерации, а именно:
- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами таможенных правил;
- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
- конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, -
налагаются независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, являются ли они основными или дополнительными взысканиями ***).
--------------------
***) Если по делу о нарушении таможенных правил имеется несколько субъектов ответственности с разными сроками наложения на них взыскания (статья 247 Таможенного кодекса Российской Федерации), с целью недопущения истечения таких сроков к моменту окончания производства и рассмотрения дела допускается, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела, выделение материалов дела в отношении субъектов, срок привлечения к ответственности которых истекает, в отдельное производство.
При возбуждении и рассмотрении ходатайства о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил не допускается нарушение требований статьи 356 Таможенного кодекса Российской Федерации о том, что срок производства по делу может быть продлен, с тем, однако, чтобы должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, по окончании производства по делу передало материалы дела начальнику этого органа или его заместителю, а должностное лицо Государственного таможенного комитета Российской Федерации уполномоченному должностному лицу этого Комитета не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока наложения взыскания в отношении физического лица или должностного лица, и не позднее месяца - в отношении предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
8. При возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа, в чьем производстве находится это дело, обязано представить, а должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать вопрос о продлении срока производства по делу, вправе потребовать подробный план подлежащих исполнению процессуальных действий и мероприятий по делу с указанием в таком плане предполагаемого времени их проведения.
В том случае, если срок производства по делу продлевается два раза и более или даже один раз, но на срок свыше шести месяцев, должностное лицо таможенного органа, имеющее полномочия на продления такого срока, вправе потребовать от лица, в чьем производстве находится это дело, календарный отчет работы по делу и назначить в порядке контроля проверку материалов дела и организацию работы по нему.
Факты ненадлежащей организации производства по делу подлежат обязательному рассмотрению на оперативном совещании у должностного лица таможенного органа, имеющего полномочия на продление срока производства по делу.
9. В том случае, если дело о нарушении таможенных правил было возвращено для дополнительного производства в порядке, предусмотренном статьей 360 Таможенного кодекса Российской Федерации, до его рассмотрения по существу, должностное лицо таможенного органа, принявшее такое решение, обязано в пределах своих полномочий, предусмотренных настоящей Инструкций, решить и вопрос о продлении срока производства по делу, если этот срок истекает или явно недостаточен для выполнения тех процессуальных действий и мероприятий, в связи с необходимостью производства которых им было принято решение о возвращении дела для дополнительного производства. В таком случае запись о продлении срока включается в текст письменного указания о возвращении дела о нарушении таможенных правил для дополнительного производства.
В остальных случаях при возвращении дела для дополнительного производства срок производства по делу продлевается в общем порядке (п.п.3, 4 настоящей Инструкции).