УКАЗАНИЕ
от 8 апреля 1994 года N 01-04/45
Об Итоговом документе Совещания руководителей
таможенных органов Российской Федерации
(8-10 февраля 1994 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа ФТС России от 8 ноября 2006 года N 1121
____________________________________________________________________
Коллегией ГТК России рассмотрены итоги первого Всероссийского совещания руководителей таможенных органов (8-10 февраля 1994 года) и в целом одобрены его выводы и рекомендации, изложенные в Итоговом документе Совещания.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности таможенных органов, устранения отмеченных на Совещании недостатков в их работе и реализации задач, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации в 1994 году,
обязываю:
1. Выводы и рекомендации Итогового документа первого Всероссийского совещания руководителей таможенных органов (8-10 февраля 1994 г.) положить в основу работы управлений и подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов в 1994 году, разработать конкретные планы реализации положений документа с учетом специфики таможенного органа.
2. Организовать постоянный контроль за ходом выполнения мер, изложенных в Итоговом документе Совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации, и информировать секретариат Коллегии до 1 июня и до 1 декабря 1994 года об их выполнении.
3. Персональная ответственность за безусловную реализацию мер, предусмотренных Итоговым документом Совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации, возлагается на начальников управлений и подразделений ГТК России и начальников региональных таможенных управлений (по принадлежности).
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
А.С.Круглов
Заслушав и обсудив доклад Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации "Об итогах развития таможенных органов России в 1993 году и задачах по реализации нового таможенного законодательства", доклады заместителей Председателя ГТК России, выступления руководителей подразделений центрального аппарата ГТК России, таможенных органов с мест по данному вопросу, Совещание руководителей таможенных органов Российской Федерации отмечает, что процесс становления и развития таможенной службы Российской Федерации протекал в нелегких условиях, отсутствия четко определенных и обустроенных границ России с бывшими союзными республиками, совершенствования правовой базы таможенного дела, недостаточной численности, низкого уровня развития таможенной инфраструктуры и материально-технической базы таможенных органов.
Несмотря на это, за истекший период таможенные органы России в основном справились с возложенными на них задачами по защите экономических интересов страны, борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, ведению таможенной статистики и содействия осуществлению валютного контроля, в первую очередь - за своевременной и полной репатриацией платежей, причитающихся за экспортированные товары.
На территории Российской Федерации создана разветвленная сеть таможенных учреждений, в целом удовлетворяющая потребностям экономики государства.
Заложены основы материально-технической базы таможенных органов и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Создается законодательная база деятельности таможенных органов.
Разработан и внедряется в практику механизм, позволяющий осуществлять государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, страна происхождения товаров, таможенная стоимость, таможенные режимы, валютный контроль, таможенная статистика).
Функционирует система начисления, взимания и контроля за полнотой и своевременностью перечисления в Федеральный бюджет таможенных платежей.
Ведены новые институты, позволяющие более эффективно вести борьбу с нарушениями таможенных правил и контрабандой в сфере внешнеэкономической деятельности.
Таможенная служба в основном укомплектована кадрами, имеющими необходимую подготовку для решения возложенных на нее задач. Численность сотрудников службы возросла в 4 раза с января 1992 г. и составляет к настоящему времени 30.927 человек. Созданы предпосылки для более радикального решения вопросов правовой и социальной защиты сотрудников таможенных органов.
Укрепились международные позиции российской таможенной службы. В 1993 году Россия получила статус постоянного члена Политической комиссии Совета таможенного сотрудничества, вошла в Финансовый комитет СТС. Создан и приступил к работе Совет руководителей таможенных служб стран-членов СНГ.
Регулярно осуществляются контакты с таможенными службами иностранных государств, нацеленные на решение вопросов взаимопомощи, унификации и гармонизации таможенных процедур, подготовки кадров, борьбу с правонарушениями.
В то же время Совещание считает, что в результате проделанной работы только заложена основа для дальнейшего развития таможенных органов и реализации задач, возложенных на службу Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Необходимо радикальным образом пересмотреть систему организации и управления таможенными органами. При реорганизации системы следует исходить из того, что таможенное оформление и контроль являются единым технологическим процессом, в осуществлении которого в равной степени участвуют все функциональные подразделения службы. Практика организации таможенного контроля требует предусмотреть различную специализацию подразделений, их гармоничное сочетание и взаимодействие при осуществлении таможенного оформления как по вертикали, так и по горизонтали. Функциональные подразделения должны сосредоточить свои усилия на методологическом и информационном обеспечении процесса таможенного оформления.
Ускоренное развитие таможенной инфраструктуры выявил ряд негативных моментов. В частности, создание таможенных органов на местах не всегда обосновывалось с точки зрения экономической целесообразности, наличия необходимых материальных и кадровых ресурсов. В результате чего более 20 учреждений в настоящее время не выполняют возложенных на них функций. Анализ показывает, что в предстоящий период больше внимания необходимо уделить оснащению действующих таможен и таможенных постов, а развитие таможенной инфраструктуры надлежит тесно увязывать с обустройством помещений, наличием складских помещений, подбором и обучением кадров, оснащением средствами связи и т.д.
Имеются серьезные недостатки в области обеспечения таможенного контроля необходимой нормативной базой, вытекающей из нового таможенного законодательства. Крайне медленно идет работа по введению подзаконных и ведомственных актов, обеспечивающих применение таможенных режимов, порядка проведения таможенного контроля (технологии) и других документов, без которых невозможна реализация таможенного законодательства в полном объеме. Это наносит определенный ущерб как хозяйствующим субъектам, так и таможенной службе. Необходимо до конца 1994 года завершить разработку всех нормативных актов, вытекающих из Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Имеются существенные упущения в работе таможенных органов по реализации задач в экономической сфере деятельности. В результате слабого контроля за доставкой товаров в таможни назначения и режимами транзита и реэкспорта товаров Федеральный бюджет не добрал значительные суммы. От неполного поступления сборов за таможенное оформление несет ущерб и служба в целом. Отсутствуют четкие инструкции и методики по определению размеров сборов за оформление, контроля за правильностью начисления, взимания за поступлением в Федеральный бюджет таможенных платежей.
Имеют место случаи предоставления необоснованных освобождений и отсрочек от уплаты таможенных платежей. В качестве гуманитарной помощи (а, значит, беспошлинно) оформляются товары, которые не могут быть отнесены к таковым. Не взимается плата за предоставление отсрочек, пени за просрочку платежей, не контролируются фактические сроки предоставления отсрочек.
Переход на промышленную эксплуатацию автоматизированной подсистемы сбора формирования исходных данных таможенной статистики, а также их публикация невозможны без получения достоверной информации о внешнеторговых операциях, что пока является слабым местом в деятельности таможенных органов.
Несмотря на достигнутые определенные положительные результаты в деле борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил во внешнеторговом обороте, продолжают иметь место серьезные недостатки в работе по борьбе с этими проявлениями в неторговом обороте. Такое положение порождает у нарушителей таможенных правил чувство безнаказанности и поощряет их на совершение новых правонарушений.
Моральный и материальный ущерб, который несет государство от деятельности преступных группировок в сфере внешней торговли, обязывает таможенные органы активизировать эту работу, поставить ее на новый, более высокий качественный уровень. В 1994 году предстоит завершить всю подготовительную работу и приступить к практической реализации в полной мере функций дознания и оперативно-розыскной деятельности.
Резкое увеличение штатной численности при относительно невысоком уровне заработной платы и социального обеспечения привело к тому, что в таможенные органы стали проникать люди, ставящие перед собою цели личного обогащения. Они вступают в сговор с подконтрольными лицами, берут взятки. Имеют место факты внедрения преступными группировками на работу в таможенную службу своих людей для сбора информации и незаконного оформления товаров.
Не на должном уровне находится и система подготовки кадров. Недостаточное количество учебных заведений, учебных программ, невысокий профессиональный уровень преподавательского состава зачастую становятся причинами низкого качества подготовки кадров, что в свою очередь влияет на работу таможенных органов.
Борьба за чистоту рядов и повышение профессионального мастерства сотрудников таможенных органов должны быть определяющими на этом направлении в предстоящий период.
Совещание руководителей таможенных органов Российской Федерации считает целесообразным дальнейшее развитие таможенных органов осуществлять не только за счет количественного увеличения, а также и за счет улучшения качественных показателей роста таможенной службы, выражающихся в повышении уровня организации таможенного оформления и контроля путем создания мощной материальной базы, компьютеризации, создания современных систем связи, усиления ответственности должностных лиц таможенных органов и повышения уровня их профессиональной подготовки.
В целях устранения имеющихся недостатков, дальнейшего совершенствования работы таможенных органов, наиболее полного и своевременного решения задач, вытекающих из нового таможенного законодательства, сконцентрировать усилия на решении следующих вопросов.
1. Завершить в 1994 году создание ведомственной нормативной базы, направленной на реализацию положений Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
2. Упорядочить нормативную базу, используемую в таможенном деле, и обеспечить таможенные органы нормативными актами в полном объеме. Обеспечить оперативное информирование таможенных органов об изменениях, вносимых в нормативные документы.
3. Завершить, в основном, до конца 1995 года подготовку к изданию комментированного Таможенного кодекса Российской Федерации.
4. Завершить в первом полугодии 1994 года разработку и внедрение новой структуры и системы управления таможенными органами, базирующейся на разумной специализации структурных подразделений и их гармоничном сочетании в рамках единого технологического процесса таможенного оформления и контроля.
5. Завершить в первом квартале 1994 года работу над Положением о таможенном брокере и внести его в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
6. Признать целесообразным создание оперативных подразделений на всех уровнях управления таможенными органами, вменив им в обязанность быстрое реагирование и устранение нестандартных ситуаций, их анализ и подготовку конкретных предложений по недопущению таких ситуаций в дальнейшем.
7. Утвердить в первом квартале 1994 г. типовые положения о региональном управлении, таможне и таможенном посте.
8. Повысить на всех уровнях управления таможенной системой требования к соблюдению должностными лицами таможенных органов исполнительской дисциплины. Обеспечить неукоснительное выполнение установленных законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами порядка и правил при исполнении возложенных на сотрудников таможенных органов обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий.
9. Упорядочить процесс создания новых таможенных органов. Основной акцент делать на развитие и расширение материально-технической базы и оснащение действующих таможенных учреждений. Создавать таможни и таможенные посты только при наличии технико-экономического ообоснования, при условии предоставления соответствующих служебных помещений, наличии средств и линий связи, складов временного хранения, создании соответствующих условий труда.
10. Признать целесообразным создание в каждом таможенном учреждении таможенных складов и складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы.
ГТК России на основе предложений региональных управлений в первом полугодии 1994 года разработать программу поэтапного развития складского хозяйства таможенных органов.
11. Повысить эффективность и качество таможенного оформления и контроля, прежде всего в отношении товаров, подлежащих статистическому учету, стратегически важных сырьевых товаров и товаров, облагаемых пошлинами и налогами, путем реализации следующих мер:
- создание специализированных досмотровых отделов (групп) и увеличение удельного веса фактически досматриваемых товаров и транспортных средств в общем внешнеторговом грузопотоке;
- безусловное внедрение на всех участках работы новой технологии таможенного оформления (пятиступенчатый, последовательный контроль);
- разделение процесса таможенного оформления и обеспечения независимости друг от друга документального и фактического контроля.
12. Усилить контроль и обеспечить неукоснительное исполнение приказов и инструкций в отношении товаров, направляемых в таможни по системе внутреннего таможенного транзита, а также помещаемых под режимы реэкспорта, реимпорта, транзита и переработки. Не оставлять без последствий факты нарушений указанных режимов.
13. В первом полугодии 1994 г. пересмотреть в сторону усиления и повышения эффективности систему контроля за товарами, перемещаемыми трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
14. Повысить надежность контроля за лицензируемыми товарами. ГТК России в первом квартале с.г. принять меры по пересмотру действующих в этой сфере нормативных актов, исключив при этом возможность перемещения товаров сверх установленных квот.
15. Признать целесообразным усиление контрольно-ревизионных функций за деятельностью таможенных учреждений по исполнению своих функциональных обязанностей. Осуществлять эту работу комплексно, планомерно, практикуя внезапные проверки.
16. Ускорить формирование на всех уровнях службы таможенной охраны, исходя из необходимости более надежной защиты жизни и здоровья сотрудников системы, а также охраны таможенной границы с бывшими республиками Союза ССР. В приоритетном порядке развивать службу охраны на границах, где отсутствуют пограничные войска.
17. Разработать основные принципы взаимоотношений ГТК России и Ассоциации "Российский союз таможенных брокеров - Тамга".
18. Считать приоритетным направлением деятельности таможенных органов совершенствование механизма определения таможенной стоимости как базы таможенного налогообложения, взимания таможенных платежей, контроля за их распределением и своевременным перечислением в Федеральный бюджет, создание эффективного механизма валютно-стоимостного контроля. В этих целях в 1994 году необходимо завершить следующие мероприятия:
- в части совершенствования механизма начисления, взимания и перечисления в бюджет таможеннных платежей разработать нормативные документы, регламентирующие эту работу, а именно: Правила размещения банковских депозитов, Правила уплаты таможенных платежей, Реестр банков, Инструкция по внесению обеспечения уплаты таможенных платежей на депозит таможенного органа, Инструкция по взиманию ввозных и вывозных таможенных пошлин, Инструкция по применению Порядка о залоге, Инструкция о порядке взимания сборов за таможенное оформление товаров, Инструкция об условно выпущенных товарах, проекты нормативных актов о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в соответствии со статьями 35, 36, 37 Закона "О таможенном тарифе", Инструкция об использовании банковских гарантийных обязательств, как формы обеспечения уплаты таможенных платежей;
- разработать единую технологию контроля за начислением, взиманием и зачислением в Федеральный бюджет, определяющую все этапы работы отделов таможенных платежей, от поступления ГТД в отдел до поступления денежных средств в Федеральный бюджет;
- автоматизировать процесс контроля за начислением и оплатой таможенных платежей, поставить на промышленную эксплуатацию программу АРМ - контроль таможенных платежей.
19. Продолжить работу по обеспечению применения ТН ВЭД как основы системы мер регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. В этих целях в 1994 году:
- подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок внесения изменений и дополнений в ТН ВЭД;
- исходя из торгово-политических и торгово-экономических интересов Российской Федерации организовать совместно с заинтересованными ведомствами работу по внесению изменений и дополнений в ТН ВЭД;
- подготовить официальное издание Пояснений к ТН ВЭД, Алфавитно-предметного указателя, а также сборников классификационных решений по спорным случаям классификации отдельных товаров;