Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 1994 года N 897


О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

(с изменениями на 14 декабря 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 4 марта 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 21 февраля 2020 года N 191

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

В целях обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

2. Пункт утратил - постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 291. - См. предыдущую редакцию.

3. Пункт исключен  с 23 мая 1997 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462. - См. предыдущую редакцию.

4. Пункт утратил - постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 291. - См. предыдущую редакцию.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

     

 УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 1994 года N 897


ПОЛОЖЕНИЕ
о федеральной системе обеспечения защиты деятельности
гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

(с изменениями на 14 декабря 2006 года)

1. Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

2. Основной задачей Федеральной системы является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность) в соответствии с Нормами, правилами и процедурами, прилагаемыми к настоящему Положению.

3. Меры, предусмотренные Федеральной системой, применяются в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации, а также в отношении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, расположенных на них.

4. На территории иностранных государств в отношении воздушных судов Российской Федерации применяются меры обеспечения защиты деятельности международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, предусмотренные законодательством страны пребывания воздушного судна Российской Федерации.    

     

5. Невыполнение или нарушение Норм, правил и процедур по авиационной безопасности авиационными предприятиями, аэропортами, эксплуатантами, пассажирами и грузоотправителями влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767 - см. предыдущую редакцию).

6. Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

   7. Разработка и реализация государственной политики в области авиационной безопасности осуществляются Федеральной авиационной службой России (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 291 - см. предыдущую редакцию).

8. Проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет Федеральная авиационная служба России во взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

Для координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с захватами и угонами воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в Федеральной авиационной службе России создается оперативный штаб (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

9. Региональные управления Федеральной авиационной службы России несут ответственность за надлежащее исполнение авиационными предприятиями, аэропортами и эксплуатантами воздушного транспорта установленных Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

Региональное управление Федеральной авиационной службы России осуществляет контроль за выполнением авиационными предприятиями, аэропортами и эксплуатантами воздушного транспорта условий сертификации и лицензирования в части авиационной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

10. Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

11. Для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.

Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из представителей (руководителей) территориальных органов и предприятий министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральной авиационной службой России при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и возглавляется заместителем руководителя местной администрации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 291 - см. предыдущую редакцию).

Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств создаются оперативные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лицами Федеральной службы безопасности Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

12. Администрации авиационных предприятий и аэропортов обеспечивают необходимые условия для работы оперативных штабов по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, принимают непосредственное участие в соответствии с решениями оперативных штабов в мероприятиях по пресечению таких актов.

В целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских аэровокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.).

Администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несет ответственность за их реализацию.

13. Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

Служба авиационной безопасности эксплуатанта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе.

В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов обязаны выполнять распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются воздушные суда эксплуатантов.

При отсутствии договора со службой авиационной безопасности на обслуживание воздушного судна в транзитном аэропорту эксплуатант обязан иметь на борту воздушного судна уполномоченного представителя, ответственного за выполнение Норм, правил и процедур авиационной безопасности.

14. Администрация авиационных предприятий аэропортов (городских аэровокзалов) и эксплуатанты гражданской авиации должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с региональными управлениями Федеральной авиационной службы России (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

Указанные программы должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства.

15. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной подчиненности обязаны предоставлять все имеющиеся в их распоряжении средства связи для передачи информации об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, угрозах их совершения, а также иной информации, которая может способствовать урегулированию указанных ситуаций.

В случае совершения актов незаконного вмешательства необходимая информация о воздушном судне, пассажирах и членах экипажа сообщается дипломатическим представительствам государств и администрациям авиационных предприятий (аэропортов), расположенных по маршруту полета воздушного судна. По мере полета и изменения обстановки на борту воздушного судна такая информация периодически дополняется.

Состав информации и порядок ее прохождения устанавливаются Федеральной авиационной службой России (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

В случае, когда иностранное воздушное судно стало объектом незаконного вмешательства на территории Российской Федерации, об этом немедленно уведомляются соответствующие государства.

Сведения о каждом таком акте представляются Федеральной авиационной службой России в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) в соответствии с установленным этой организацией порядком (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

Сведения об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации для средств массовой информации передаются только специально уполномоченными для этого представителями оперативных штабов по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и аэропортовых комиссий по авиационной безопасности (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 291 - см. предыдущую редакцию).

16. Международное сотрудничество в сфере обеспечения авиационной безопасности осуществляется в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Сотрудничество с государствами, не являющимися членами этих международных организаций, осуществляется на двусторонней основе.

17. Подготовка кадров в области авиационной безопасности обеспечивается Федеральной авиационной службой России через систему учебных заведений гражданской авиации (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).*17)

Приложение
к Положению о Федеральной системе
обеспечения защиты деятельности
гражданской авиации от актов
незаконного вмешательства

НОРМЫ, ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ ПО АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(с изменениями на 14 мая 2003 года)

1. Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим. Для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.

Контрольно-пропускные пункты в аэропортах оборудуются воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для осмотра транспорта и грузов, а также техническими средствами для досмотра работников аэропорта и командированных лиц, а запасные контрольно-пропускные пункты - воротами.

Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта - иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.

Работники, находящиеся в контролируемой зоне, обязаны иметь на верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.

Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропортов и контрольно-пропускных пунктов должны оборудоваться охранным освещением.

2. Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пассажиры - инвалиды (на костылях, в инвалидных креслах, на носилках и т.д.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.

Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом по условиям авиационной безопасности, устанавливается Федеральной авиационной службой России (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462, - см. предыдущую редакцию).

Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа в зданиях городских аэровокзалов в специально оборудованных для этой цели помещениях.

В этом случае при доставке пассажиров от городского аэровокзала до самолета должны быть обеспечены меры безопасности.

При поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра.

В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов, производится дополнительный досмотр багажа. При неявке пассажира на посадку его багаж подлежит обязательному досмотру.

При производстве досмотра пассажира осуществляется проверка достоверности перевозочных документов и их соответствия личности предъявителя.

В аэровокзалах должны устраиваться специальные залы ожидания для пассажиров, прошедших досмотр, для предотвращения контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.

Каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»