Недействующий

О государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 г. (фактически утратило силу)

1. Обоснование

В Российской Федерации сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации.

Около 60 млн. человек проживают в условиях постоянного превышения предельно допустимых концентраций вредных для здоровья веществ в атмосферном воздухе. Увеличивается роль автомобильного транспорта в качестве источника загрязнения воздушной среды.

Почти половина жителей Российской Федерации использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям и нормам. Отмечается ухудшение качества воды в местах питьевого и хозяйственно-бытового водопользования.

В последние годы ухудшается качество и структура питания населения. Ежегодно до 10 процентов исследованных проб пищевых продуктов не соответствуют медико-биологическим требованиям и санитарным нормам по химическим и микробиологическим показателям. Не снижается уровень загрязнения пищевых продуктов нитратами, антибиотиками, пестицидами и токсичными элементами.

Структура питания характеризуется уменьшением потребления высокоценных белков, резким дефицитом большинства витаминов и многих минеральных веществ.

Опасным для здоровья населения является бессистемное и бесконтрольное захоронение в почву токсичных промышленных и бытовых отходов. Ежегодно в городах и поселках образуется около 27 млн. тонн твердых бытовых отходов, что при отсутствии индустриальных методов их переработки является мощным фактором, определяющим загрязнение окружающей среды.

В неудовлетворительных условиях труда работают около 4,9 млн. человек, в том числе 1,6 млн. женщин.

В результате негативное влияние санитарно-эпидемиологической обстановки на здоровье населения становится все более заметным. Общая заболеваемость населения в 1,5-2 раза превышает средние показатели заболеваемости по России в городах и населенных пунктах, уровень загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха в которых выше предельно допустимого их содержания.

Выявлена связь повышенного уровня заболеваемости населения, особенно детей, с недостатками в питании.

Значительным фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье человека, являются неудовлетворительные условия труда, в результате чего только в 1992 году зарегистрировано 10,6 тыс. профессиональных заболеваний и отравлений.

Актуальной проблемой остается инфекционная заболеваемость населения, ежегодно регистрируется 45-50 млн. случаев этих заболеваний.

Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционных заболеваний, являются дестабилизация социально-экономического положения, проблемы загрязнения окружающей среды, неудовлетворительные условия питания и обитания человека.

В определенной степени возникновение этих заболеваний связано с недостаточным вниманием к вопросам формирования здорового образа жизни и, как следствие, распространенности среди населения вредных привычек (курение, алкоголизм), организации питания и физической активности.

Анализ демографической ситуации показывает отрицательный баланс естественного прироста населения, что может быть объяснено относительно высоким уровнем общей смертности (1992 год - 12,2 на 1000 населения) и низким уровнем рождаемости (1992 год - 10, 7 на 1000 населения).

Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, опухоли, несчастные случаи, заболевания органов дыхания и пищеварения, инфекционные и паразитарные болезни.

Данная проблема носит государственный характер, требует участия в ее разрешении федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должна решаться в рамках Государственной целевой программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы (далее именуется - Программа) и соответствующих региональных программ, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами.

Программа разработана Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Российской академией медицинских наук совместно с заинтересованными федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".

Программа подготовлена с учетом положений Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Программы Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", других нормативных актов в этой области. При разработке Программы были приняты во внимание следующие обстоятельства:

решение чрезвычайно сложной и многообразной проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения требует выработки и осуществления единой государственной политики в этой области на федеральном и региональном уровнях;

в сложившихся социально-экономических условиях в Российской Федерации для обеспечения выполнения Программы необходимо определить приоритетные направления и мероприятия, требующие государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях;

в разрабатываемых федеральных и региональных целевых программах наряду с решением отраслевых проблем должны предусматриваться мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения;

координация вопросов здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и должны решаться в рамках соответствующих федеральных и региональных программ, финансируемых из федерального и местного бюджетов.