Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 1994 года N 158


О государственной программе неотложных мер
по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия, профилактики инфекционных
и неинфекционных заболеваний и снижения уровня
преждевременной смертности населения
на 1994-1996 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

В целях совершенствования обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Правительство Российской Федерации

 постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы, представленную Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Российской академией медицинских наук.

Федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию указанной Государственной программы.

2. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование указанной в пункте I настоящего постановления программы начиная с I квартала 1994 г. При разработке проектов федерального бюджета на 1994-1996 годы предусматривать ассигнования, необходимые для финансирования этой программы.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать и утвердить региональные программы неотложных мер по обеспечению охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы и осуществить их финансирование за счет средств местных бюджетов;

обеспечить финансирование санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в рамках первичной медико-санитарной помощи населению, за счет средств местных бюджетов в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

4. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации:

уделить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

ежегодно докладывать Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране и принимаемых мерах по ее улучшению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 1994 года N 158


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности
населения на 1994-1996 годы

1. Обоснование

В Российской Федерации сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации.

Около 60 млн. человек проживают в условиях постоянного превышения предельно допустимых концентраций вредных для здоровья веществ в атмосферном воздухе. Увеличивается роль автомобильного транспорта в качестве источника загрязнения воздушной среды.

Почти половина жителей Российской Федерации использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям и нормам. Отмечается ухудшение качества воды в местах питьевого и хозяйственно-бытового водопользования.

В последние годы ухудшается качество и структура питания населения. Ежегодно до 10 процентов исследованных проб пищевых продуктов не соответствуют медико-биологическим требованиям и санитарным нормам по химическим и микробиологическим показателям. Не снижается уровень загрязнения пищевых продуктов нитратами, антибиотиками, пестицидами и токсичными элементами.

Структура питания характеризуется уменьшением потребления высокоценных белков, резким дефицитом большинства витаминов и многих минеральных веществ.

Опасным для здоровья населения является бессистемное и бесконтрольное захоронение в почву токсичных промышленных и бытовых отходов. Ежегодно в городах и поселках образуется около 27 млн. тонн твердых бытовых отходов, что при отсутствии индустриальных методов их переработки является мощным фактором, определяющим загрязнение окружающей среды.

В неудовлетворительных условиях труда работают около 4,9 млн. человек, в том числе 1,6 млн. женщин.

В результате негативное влияние санитарно-эпидемиологической обстановки на здоровье населения становится все более заметным. Общая заболеваемость населения в 1,5-2 раза превышает средние показатели заболеваемости по России в городах и населенных пунктах, уровень загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха в которых выше предельно допустимого их содержания.

Выявлена связь повышенного уровня заболеваемости населения, особенно детей, с недостатками в питании.

Значительным фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье человека, являются неудовлетворительные условия труда, в результате чего только в 1992 году зарегистрировано 10,6 тыс. профессиональных заболеваний и отравлений.

Актуальной проблемой остается инфекционная заболеваемость населения, ежегодно регистрируется 45-50 млн. случаев этих заболеваний.

Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционных заболеваний, являются дестабилизация социально-экономического положения, проблемы загрязнения окружающей среды, неудовлетворительные условия питания и обитания человека.

В определенной степени возникновение этих заболеваний связано с недостаточным вниманием к вопросам формирования здорового образа жизни и, как следствие, распространенности среди населения вредных привычек (курение, алкоголизм), организации питания и физической активности.

Анализ демографической ситуации показывает отрицательный баланс естественного прироста населения, что может быть объяснено относительно высоким уровнем общей смертности (1992 год - 12,2 на 1000 населения) и низким уровнем рождаемости (1992 год - 10, 7 на 1000 населения).

Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, опухоли, несчастные случаи, заболевания органов дыхания и пищеварения, инфекционные и паразитарные болезни.

Данная проблема носит государственный характер, требует участия в ее разрешении федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должна решаться в рамках Государственной целевой программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы (далее именуется - Программа) и соответствующих региональных программ, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами.

Программа разработана Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Российской академией медицинских наук совместно с заинтересованными федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".

Программа подготовлена с учетом положений Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Программы Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", других нормативных актов в этой области. При разработке Программы были приняты во внимание следующие обстоятельства:

решение чрезвычайно сложной и многообразной проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения требует выработки и осуществления единой государственной политики в этой области на федеральном и региональном уровнях;

в сложившихся социально-экономических условиях в Российской Федерации для обеспечения выполнения Программы необходимо определить приоритетные направления и мероприятия, требующие государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях;

в разрабатываемых федеральных и региональных целевых программах наряду с решением отраслевых проблем должны предусматриваться мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения;

координация вопросов здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и должны решаться в рамках соответствующих федеральных и региональных программ, финансируемых из федерального и местного бюджетов.

2. Цели и задачи

Целями Программы являются стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки, снижение уровня влияния на здоровье человека вредных и опасных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционной и профилактика неинфекционной заболеваемости, снижение уровня преждевременной смертности населения.

Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:

разработка и определение основных принципов государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения, а также механизма ее реализации на федеральном и региональном уровнях;

правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения;

обеспечение безопасности питьевой воды;

обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение качества и структуры питания населения;

охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды;

обеспечение государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения;

профилактика неинфекционных заболеваний;

предупреждение инфекционных заболеваний.

3. Разработка и определение основных принципов государственной
политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня
преждевременной смертности населения, а также механизма
ее реализации на федеральном и региональном уровнях

Государственная политика в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения основывается на следующих основных принципах:

приоритетность вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения при решении народно-хозяйственных задач в области социального и экономического развития Российской Федерации и ее регионов;

первоочередная государственная поддержка (льготная налоговая, кредитная, инвестиционная) мероприятий, направленных на производство и реализацию безопасной для здоровья населения продукции, оздоровление окружающей среды и условий жизнедеятельности населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, охрану здоровья и снижение уровня смертности населения;

обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического, производственного и общественного контроля за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации;

развитие нормативно-правового регулирования отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний населения на федеральном и региональном уровнях;

- приоритетное финансирование гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Реализация государственной политики в этой области предусматривается путем:

разработки и принятия законодательных и иных нормативных актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения и окружающей среды и других сферах, регламентирующих безопасность питьевой воды, продовольственного сырья и пищевых продуктов, атмосферного воздуха, водоемов и почвы, условий труда;

разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ;

приоритетного инвестирования за счет государственных капитальных вложений мероприятий по развитию систем централизованного водоснабжения и канализации, экологически чистых технологий, производства безопасной для здоровья человека продукции и пищевого сырья, а также по охране атмосферного воздуха и созданию соответствующих условий труда;

разработки и внесения дополнений и изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам льготного налогообложения предприятий, организаций, иных юридических и физических лиц, осуществляющих мероприятия, способствующие сохранению здоровья населения и окружающей природной среды;

развития и укрепления государственных контрольных служб Российской Федерации, других государственных организаций и учреждений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие, профилактику заболеваний и снижение уровня преждевременной смертности населения.

4. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня
преждевременной смертности населения

Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения регулируются Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, другими законодательными и иными нормативными актами. Санитарное законодательство Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не отражают все необходимые аспекты оздоровления среды обитания человека, охраны здоровья и предупреждения преждевременной смертности населения. Выполнение основных положений указанных законодательных актов затруднено из-за отсутствия эффективных экономических и юридических механизмов их реализации.

Основными направлениями развития правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения являются:

развитие законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения путем внесения изменений и дополнений в законы Российской Федерации, а также разработки законодательных актов о безопасности питьевой воды и пищевых продуктов, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, оздоровлении среды обитания человека, возмещении вреда, причиненного здоровью населения в результате нарушения санитарных норм и правил;

создание федеральной системы санитарно-эпидемиологического нормирования, предусматривающей разработку новых и пересмотр действующих норм и правил;

обеспечение исполнения законов Российской Федерации, других нормативных актов, повышение качества контроля за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации.

Реализация основных направлений в области правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения предусматривается в рамках Федеральной целевой программы развития государственной санитарно-эпидемиологической службы в 1993-1995 годах (утверждена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 г.) и других федеральных, государственных и отраслевых программ.

5. Обеспечение безопасности питьевой воды

В Российской Федерации нарастают негативные тенденции в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»