Недействующий

Об утверждении Федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 1993-1997 годы (с изменениями на 19 сентября 1997 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

I. Обоснование федеральной целевой программы
"Вакцинопрофилактика" на 1993 - 1997 годы

В Российской Федерации отмечается ухудшение эпидемиологической обстановки в отношении инфекционных заболеваний, против которых имеются эффективные средства профилактики - вакцины. Заболеваемость дифтерией с 1980 по 1992 годы возросла в 13 раз, соответственно резко увеличилось число вспышек дифтерии и смертельных исходов от этой инфекции. Ежегодно регистрируются 20 - 25 тыс.больных корью, не снижается число заболеваний паралитическими формами полиомиелита. Уровень распространения этих инфекций значительно превышает таковой в развитых странах, где, благодаря реализации расширенной программы иммунизации населения, принятой Всемирной организацией здравоохранения, практически ликвидированы заболевания полиомиелитом и дифтерией, а корью и коклюшем - сведены до единичных случаев.

Сложившаяся обстановка в Российской Федерации является следствием серьезных недостатков в системе вакционопрофилактики. В связи с неоправданно широкими противопоказаниями к проведению прививок, негативным отношением к ним многих специалистов педиатрической службы, особенно в условиях ухудшения показателей здоровья детей первого года жизни, произошло уменьшение охвата детей прививками и, как следствие, снижение уровня коллективного иммунитета населения. Этому в значительной степени способствовали также слабо поставленная санитарно-просветительная работа среди населения и необъективное освещение проблем вакцинопрофилактики в средствах массовой информации. В результате в 1992 году против полиомиелита было привито детей в возрасте одного года лишь 69 процентов, против дифтерии - 72,6, коклюша - 62, а против кори в возрасте двух лет - только 82,6 процента детей.

Серьезной проблемой остается нестабильность качества некоторых вакцин, перебои в их поставках учреждениям здравоохранения. Такое положение является следствием крайне слабой материальной базы и недостаточной технической оснащенности предприятий по производству медицинских иммунобиологических препаратов, отсутствия ряда необходимых для выпуска вакцин материалов, многие из которых в стране не производятся, а закупки их из-за отсутствия валютных ассигнований не осуществляются. На низком уровне осуществляется контроль за качеством выпускаемой продукции.

До сих пор не созданы должные условия транспортировки и хранения вакцин. В Российской Федерации не выпускаются термоконтейнеры и хладоэлементы к ним, термоиндикаторы. Ухудшилась обеспеченность учреждений здравоохранения стационарным холодильным оборудованием.

Медленно внедряются современные технологии эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми вакцинацией.

Недостаточна подготовка медицинских работников по этой проблеме. Не решены некоторые правовые вопросы вакцинопрофилактики.

Неудовлетворительно осуществляются научные исследования по совершенствованию существующих и разработке новых вакцин. До настоящего времени в Российской Федерации отсутствуют вакцины против краснухи, гепатита В, поликомпонентный препарат против кори и эпидемического паротита.

Проблема профилактики инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией, не может быть успешно решена путем осуществления лишь медицинских мероприятий. Для этого требуется разработка и проведение единой государственной политики, направленной на коренное улучшение вакцинопрофилактики, в рамках федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 1993 - 1997 годы (далее именуется программа).

Программа разработана Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Российской академией медицинских наук совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом накопленного в стране опыта работы, рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по данному вопросу и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Функции государственных заказчиков возлагаются на Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.