Действующий

Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен

4. Анализ признаков монопольно высоких цен

4.1. При выявлении фактов установления монопольной цены рекомендуется:

4.1.1. уточнить границы товарного рынка, на котором хозяйствующий субъект реализует свою продукцию, в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков;*4.1.1)

4.1.2. проверить наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта 6а товарном рынке в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

4.1.3. проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высокой цены.

4.2. Рекомендуемые ниже методы выявления признаков монопольных цен являются приближенными, ни один из них в отдельности не может гарантировать полную достоверность выводов и только максимальная их совокупность повышает вероятность доказательности наличия монопольных цен.

4.3. При установлении наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, анализ признаков монопольно высоких цен проводится в два этапа:

4.3.1. предварительный этап анализа;

4.3.2. этап полного (углубленного) анализа деятельности хозяйствующего субъекта;

4.4. В ходе предварительного этапа анализа сотрудниками антимонопольных органов;

4.4.1. изучается комплекс косвенных фактов, а именно: динамика цен, себестоимости, прибыли и рентабельности и объемов производства (форма 1 приложения N 3);

4.4.2. выбирается база сравнения и производится сопоставление фактического и базового уровня проверяемой цены (формы 2, 3 приложения N 3).

4.5. На этапе предварительного анализа прежде всего следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующими отраслевыми или региональными (в зависимости от уровня наблюдения) индексами роста цен (инфляции). В случае отсутствия этих показателей сравнение следует проводить с индексом роста оптовых цен по промышленности (на продукцию производственно-технического назначения) и индексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народного потребления).

При этом о возможном увеличении цен будут прямо свидетельствовать их фактическое резкое увеличение, косвенно темпы роста цен, превышающие среднеотраслевые* (среднерегиональные) и/или темпы инфляции по промышленности в целом (по потребительским товарам и услугам).

________________

* Под отраслью здесь и в дальнейшем понимается отрасль в экономическом смысле слова, т.е. совокупность хозяйствующих субъектов, производящих однородную по назначению продукцию. Поэтому в качестве отраслевых индексов инфляции (объемов производства) следует выбирать в порядке предпочтения индексы изменения цен (объемов производства); по группе товаров - подотрасли - отрасли (в административном понимании).

4.6. Наряду с ценовым анализом следует изучить динамику объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке.

При этом о снижении объемов производства будут прямо свидетельствовать его реальное сокращение, косвенно - темпы спада производства, превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и/или темпы сокращения производства по промышленности в целом.

Сочетание более высоких темпов роста цен на проверяемую продукцию с более высокими темпами спада производства по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством о наличии монопольного эффекта (повышения цен наряду со снижением объемов производства).

4.7. Для принятия более обоснованного решения следует проанализировать структуру цен (тарифов) на проверяемую продукцию в динамике (Форма 1 приложения N 3). О злоупотреблении доминирующим положением на рынке дадут дополнительные косвенные доказательства:

рост себестоимости более быстрыми темпами, чем увеличение общего индекса инфляции по отрасли (региону, по России);

опережающий рост материальных затрат по сравнению с индексом роста оптовых цен в промышленности;

опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции, по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли (в промышленности), региону (по России);

значительное превышение уровня зарплаты на предприятии над среднеотраслевым и/или среднерегиональным уровнем (по России);

повышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.

4.8. Для дополнительного обоснования можно сопоставить темпы роста цен, себестоимости (отдельных элементов затрат) и уровней рентабельности по монополизированной и немонополизированной продукции проверяемого предприятия.

Так, если темпы роста свободных цен, себестоимости, прибыли и рентабельности проверяемой продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, существенно превысили темп роста этих показателей на продукцию этого же предприятия, по которой оно не является монополистом, это дополнительно указывает на возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен.

4.9. В случае, если анализ косвенных фактов покажет возможность установления монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения - приближенное значение конкурентной цены. Здесь возможны следующие подходы:

4.9.1. За базовую (конкурентную) при соответствующих возможностях и условиях можно взять цену, которая сложилась (на данном или соседнем) конкурентном рынке такого же (или аналогичного товара) по одному из вариантов, приведенных в таблице 1.