Действующий

Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен

Таблица 1

Варианты выбора товара и рынка для определения
конкурентной цены

             Товар    ¦ Тот же, ¦  Тот же, ¦ Аналогич- ¦ Аналогич-
                      ¦ того же ¦  другого ¦ ный, того ¦ ный, друго-
                      ¦ хозсубъ-¦  хозсубъ-¦ хозсубъ-  ¦ го хозсубъ-
Рынок                 ¦ екта    ¦  екта    ¦ екта      ¦ екта
----------------------¦---------¦----------¦-----------¦------------

Федеральный уровень наблюдения

Федеральный                -        +/-         +            +

Мировой                    +         +         +/-          +/-

Региональный уровень наблюдения

Региональный               -        +/-         +            +

Федеральный                +         +         +/-           +/-

Другого региона            +         +         +/-           +/-
--------------------------------------------------------------------

Примечания к таблице 1:

1. Знак (-) означает неприемлемость варианта;

        знак (+) означает предпочтительный вариант;

        знак (+/-) обозначает приемлемый, но менее предпочтительный вариант;

2. При выборе в качестве базы сравнения цены товара на мировом рынке конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара.

4.9.2. При невозможности взять за базу реальную конкурентную цену в ее качестве ориентировочно можно рассматривать цену, которую можно приближенно рассчитывать по следующей формуле:

                 J
     P  = P  х  ---  ,                              (1)
      к    ф     J
                  ф

где Р  - базовая цена, руб.;
     к

Р - фактическая цена предприятия -монополиста, руб.;

ф

J - отраслевой (региональный) индекс роста цен (инфляции) по данной группе

продукции, % (См.сноску 1 к с.5);

J -фактический рост цен на проверяемую продукцию, %.

ф

4.10. ГКАП России или его территориальные управления на основе жалоб потребителей и по результатам предварительного анализа еще не могут принять окончательное решение о злоупотреблении доминирующим положением на рынке путем установления монопольно высоких цен. Результаты предварительного анализа не могут служить основанием для выдачи предписания хозяйствующему субъекту. Однако уже на этом этапе можно предпринять попытку сбалансировать интересы сторон по принципу "справедливой цены". В этом случае предприятие может обосновать уровень цен на свою продукцию в антимонопольных органах, для чего представить необходимые материалы: калькуляцию издержек, сведения о динамике объемов производства, анализ конъюнктуры рынка, сведения о рентабельности производства и т.д. ГКАП России (территориальные управления) совместно с органами ценообразования и представителями органов власти и управления, в составе образованных ими совместных комиссий должны проанализировать, с одной стороны, представленные материалы, а с другой, аргументацию потребителей продукции и должны в каждом конкретном случае (в присутствии представителей предприятия-монополиста и основных потребителей его продукции) принять совместное сбалансированное решение по уровню т.н. "справедливой" цены (См. Форму 4. Приложение N 3), которое обеспечило бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя продукции.

4.11. При проведении полного (углубленного) анализа деятельности хозяйствующего субъекта на предмет установления монопольно высоких цен уточняются параметры их формирования по результатам маркетингового исследования рынка, динамики цен и объемов производства, проверки обоснованности издержек и направлений расходования прибыли.

4.12. На этом этапе уточняется значение базовой (конкурентной) цены, полученное в ходе предварительного ценового анализа.

4.12.1. При выборе в качестве базы сравнения цены проверяемой продукции на соседнем конкурентном рынке базовую цену необходимо скорректировать по формуле:

                  J
                  к
     Р   = Р   х -----  ,                           (2)
      к*     к     J
                   ф

где Р  - базовая цена (уточненное значение конкурентной цены),  руб.;
     к*

    Р   - цена проверяемой продукции на соседнем, конкурентном рынке,
     к    руб.;