(с изменениями на 27 декабря 1994 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 3 мая 2001 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 5 апреля 2001 года N 264
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428.
____________________________________________________________________
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1992 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о государственном высшем учебном заведении в РСФСР.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В. Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 26 июня 1993 года N 597
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации
(с изменениями на 27 декабря 1994 года)
1. Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования.
2. Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхового Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797), другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением и своим уставом.
3. По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественных и религиозных организаций) высшие учебные заведения.
Для негосударственных высших учебных заведений настоящее Положение является примерным.
4. Высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются:
федеральной подчиненности - Правительством Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428);
подчиненности субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428);
муниципальные - соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428).
После издания акта о создании государственного высшего учебного заведения функции учредителя высшего учебного заведения выполняет соответствующий орган государственного управления, в введении которого оно находится.
5. В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления высшим образованием:
федеральный орган исполнительной власти управления высшим образованием - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428);
подразделения управления высшим образованием федеральных органов исполнительной власти (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428);
республиканские (республик в составе Российской Федерации) государственные органы управления высшим образованием.
6. Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются:
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов;
накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.
7. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе высших учебных заведений и при них могут быть предприятия, учреждения и организации.
8. Создание структурных подразделений высших учебных заведений (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения.
Создание государственных предприятий, учреждений и организаций (включая бюджетные) в составе или при государственном высшем учебном заведении, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляется учредителем в установленном порядке.
Филиалы государственных (муниципальных) высших учебных заведений, институты повышения квалификации и переподготовки кадров при высшем учебном заведении создаются учредителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428).
9. Все высшие учебные заведения (включая их самостоятельные структурные подразделения, а также предприятия, учреждения и организации при высших учебных заведениях) могут выступать в качестве учредителей предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, за счет собственных средств могут приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, если это направлено на развитие их основной деятельности.
10. Высшее учебное заведение, включая его структурные подразделения и предприятия, учреждения, организации при нем, имеющие статус юридического лица, является единым учебно-научно-производственным комплексом - образовательным учреждением.
11. Функционирование высшего учебного заведения как единого учебно-научно-производственного комплекса обеспечивается:
обязательным участием научных организаций и всех других структурных подразделений высших учебных заведений в обучении студентов и аспирантов или в организации (обеспечении) образовательного процесса;
исполнением всеми структурными подразделениями решений ученого совета и руководства высшего учебного заведения;
образованием в высшем учебном заведении централизованных фондов за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Порядок использования этих фондов устанавливается ученым советом высшего учебного заведения.
Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений внутри единого учебно-научно-производственного комплекса определяются уставом высшего учебного заведения.
12. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.
Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.
Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).
Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.
Колледж - самостоятельное учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования.
13. Официальное наименование государственного высшего учебного заведения устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием, если это не влечет изменения его организационно-правовой формы и направления подготовки кадров (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428).
Государственные награды бывшего СССР в официальном наименовании высшего учебного заведения не указываются.
14. Негосударственные высшие учебные заведения приобретают соответствующий статус после государственной аккредитации федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428).
15. Граждане Российской Федерации имеют право на конкурсной основе получить бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях, если образование данного уровня получается впервые.
16. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает величину и структуру приема в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в порядке, определяемом его уставом.
Величина и структура приема студентов на обучение за счет средств соответствующих бюджетов определяются высшим учебным заведением в рамках заданий (контрольных цифр), устанавливаемых учредителем (для государственных высших учебных заведений - по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием).
Для лиц, окончивших образовательное учреждение среднего (полного) общего образования с медалью или образовательное учреждение среднего профессионального образования с дипломом с отличием, либо имеющих иные отличия в уровне подготовки, высшее учебное заведение вправе устанавливать особые условия приема.
17. Прием в высшие учебные заведения проводится по личному заявлению граждан, имеющих среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование, на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать профессиональные образовательные программы высшей школы. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих, если иное условие не оговорено законодательством Российской Федерации.
18. При приеме высшее учебное заведение обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.
Высшее учебное заведение обязано ознакомить поступающих с уставом высшего учебного заведения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Негосударственные высшие учебные заведения обязаны ставить в известность поступающих о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и государственной аккредитации, определяющей статус образовательного учреждения (университет, академия, институт, колледж).
19. На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.
20. Получившие неудовлетворительную оценку выбывают из конкурса и не зачисляются в высшее учебное заведение.
21. Порядок рассмотрения апелляций устанавливается высшим учебным заведением.
22. Сроки окончания приема документов от поступающих на первый курс очной формы обучения и сроки зачисления в государственные высшие учебные заведения устанавливаются федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.
23. От поступающих в государственное высшее учебное заведение наряду с личным заявлением требуются только документы, удостоверяющие его личность, гражданство, документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании или его копия (при зачислении подлинник этого документа) и необходимое количество фотографий.
Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или потребованы от поступающего при наличии ограничений на соответствующее высшее профессиональное образование, установленных законодательством Российской Федерации.
24. В целях содействия государственным органам и общественным организациям в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем высшие учебные заведения могут выделять в рамках контрольных цифр приема определенное количество мест для целевого приема, организовывать на эти места отдельный конкурс и использовать для этих целей подготовительное отделение, правила приема на которое устанавливает высшее учебное заведение. В этом случае высшие учебные заведения заключают договоры с соответствующими государственными органами и организациями.
25. В части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Положению, высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема.
26. В высших учебных заведениях могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов.
В высших учебных заведениях могут реализовываться образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
27. Направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов определяются лицензией, выданной высшему учебному заведению, и свидетельством о государственной аккредитации и отражаются в его уставе. Вопросы бюджетного финансирования вновь открытых направлений (специальностей) в государственном высшем учебном заведении определяются учредителем. Содержание образовательного процесса по направлению (специальности), нормативные сроки его освоения определяются высшим учебным заведением на основе соответствующего государственного образовательного стандарта.
28. Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ. Запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья людей методов обучения.
29. Высшее учебное заведение разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей.
Индивидуальные планы (графики) обучения наряду с углубленной подготовкой могут обеспечивать завершение образования в сокращенные сроки без изменения обязательной программы обучения и требований к специалистам соответствующей квалификации.