ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 1994 года N 474


Об утверждении Основных направлений социальной политики
Правительства Российской Федерации на 1994 год

(с изменениями на 7 марта 1995 года)


В целях определения основных задач социальной политики на 1994 год, разработки и осуществления конкретных мер по их решению Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год и Перечень важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год, подготовленные Министерством труда Российской Федерации , Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации совместно с другими министерствами и ведомствами, федеральными органами исполнительной власти, а также с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (прилагаются).

2. Федеральным органам исполнительной власти:

руководствоваться Основными направлениями социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год при подготовке мероприятий по повышению денежных доходов населения, адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся граждан, развитию отраслей социальной сферы, а также при разработке и реализации соответствующих федеральных и отраслевых программ;

своевременно осуществлять разработку нормативных документов, предусмотренных Перечнем важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке социальных мероприятий и программ на региональном уровне ориентироваться на Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год и Перечень важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год, предусматривать приоритетное выделение материальных и финансовых ресурсов на указанные цели.

    

 Председатель Правительства
     Российской Федерации
              В.Черномырдин


УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 1994 года N 474

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
социальной политики Правительства Российской Федерации
на 1994 год


I. Итоги 1993 года и оценка ситуации

В 1993 году ситуация в социальной сфере оставалась достаточно сложной, что в определяющей мере обусловливалось продолжающимся падением производства товаров (услуг), сокращением бюджетных возможностей и, как следствие, недостатком финансовых ресурсов на поддержание социальных гарантий населения и материально-технического обеспечения здравоохранения, образования, культуры и других социально-культурных отраслей.

Вместе с тем в социальной сфере проявились новые элементы, присущие рыночным экономическим отношениям:

преодоление всеобщего дефицита на потребительском рынке и постепенное его наполнение;

некоторое изменение структуры доходов экономически активных граждан, связанное не только с трудом, но и с капиталом (дивидендами по акциям, паям и т.д.);

появление значительной дифференциации в доходах населения и заработной плате работников по отраслям и регионам;

высвобождение части рабочей силы и активизация процессов ее перераспределения на рынке труда;

развитие системы социального партнерства взамен административного регулирования вопросов труда;

начало процесса формирования рынка жилья, медицинских, образовательных и культурных услуг.

Население постепенно адаптируется к рыночным условиям, использует различные дополнительные источники получения доходов, включая поступления из личных подсобных хозяйств, самостоятельного предпринимательства и других форм, происходит адекватное экономической ситуации в стране изменение уровня жизни.

С учетом конкретной экономической обстановки Правительством Российской Федерации принимались меры по сохранению реального содержания доходов населения путем индексации заработков, пенсий, стипендий и пособий, проводились отдельные мероприятия помощи малоимущим.

Усилилось влияние региональных органов управления на осуществление социальной политики. В большинстве регионов разработаны и реализуются программы: социальной защиты и поддержки тех слоев населения, которые в силу объективных причин находятся в тяжелом материальном положении; обеспечения медицинской помощью; развития образования, культуры и искусства, жилищного строительства и др.

Вместе с тем общая ситуация продолжает оставаться напряженной. В течение 1993 года доходы семей с детьми и пенсионеров, работников бюджетных организаций отставали от изменения потребительских цен.

Увеличивается материальное расслоение общества. Разрыв в уровне доходов 10 процентов наиболее обеспеченных и 10 процентов наименее обеспеченных достиг 11 раз против 7,5-8 раз в конце 1992 года.

Возрастает дифференциация номинальных доходов на региональном уровне. Однако уровень номинальных денежных доходов из-за различий в потребительских ценах далеко не всегда отражает уровень жизни в регионах. Так, население Магаданской области, имеющее самые высокие номинальные доходы, по величине реальных доходов оказывается лишь на 8 месте.

Постепенно усложняется ситуация на рынке труда. В большинстве отраслей народного хозяйства снижение объемов производства пока не привело к значительному высвобождению персонала, а в некоторых отраслях численность занятых даже увеличилась. Уровень безработицы в течение 1993 года составлял примерно 1 процент численности трудоспособного населения. Фактическое высвобождение работников оказалось меньше, чем прогнозировалось.

Однако в ряде районов безработица уже стала ощутимой и достигала 7-11 процентов. Это относится прежде всего к трудоизбыточным регионам, закрытым административно-территориальным образованиям, городам и поселкам, где на одном-двух предприятиях занято практически все трудоспособное население.

При существенном спаде производства во многих отраслях накапливается скрытая и частичная безработица. В 1993 году на предприятиях и в организациях в режиме неполной занятости трудилось почти 4 млн. человек (5,3 процента активного населения). В число работников, охваченных скрытой безработицей, входят преимущественно представители рабочих массовых профессий отраслей материального производства (станочники, слесари, текстильщики, швейники, строители, транспортники). Это связано с тем, что инфляционные процессы, дотационное финансирование и низкая цена рабочей силы сдерживают реальное высвобождение работников, а медленное реформирование сферы материального производства дает возможность самостоятельного трудоустройства на базе прежних профессиональных знаний значительному числу уволившихся. Как и в прежние годы, 80 процентов увольнений было обусловлено обычными причинами, присущими текучести кадров.

В течение 1993 года имело место сокращение числа зарегистрированных безработных и обратившихся в службу занятости граждан, ищущих работу. Однако к концу года число таких лиц стало возрастать.

Продолжается начавшее в прежние годы ухудшение демографической обстановки. Депопуляция охватывает все большее количество территорий, усиливается процесс старения населения, увеличивается смертность детей и мужчин трудоспособного возраста.

В целом положение в социальной сфере характеризуется наличием как положительных, так и негативных тенденций. Это требует корректировки социальной политики на всех уровнях - местном, региональном и федеральном, в соответствии со складывающимся экономическим положением страны.

II. Основные цели и приоритеты социальной политики

Правительство Российской Федерации исходит из того, что результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации.

В этой связи основной целью социальной политики на 1994 год должна стать стабилизация уровня жизни граждан Российской Федерации с последующим его повышением по мере развития экономики. Такая постановка оправдает затянувшееся ожидание экономических и социальных результатов реформы.

Для обеспечения конституционных социальных гарантий населения Российской Федерации и с учетом складывающейся экономической ситуации основными целями социальной политики Правительства Российской Федерации в 1994 году являются:

создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества обеспечивать высокопроизводительным и эффективным трудом свое благосостояние и благополучие всего общества;

поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан;

усиление адресности социальной поддержки, в первую очередь, слабозащищенных групп населения с целью ограничения, а в последующие годы и сокращения масштабов бедности;

обеспечение основных социальных гарантий в области доходов населения и сохранение минимальных, не ниже действующих, гарантий медицинского и социального обслуживания, образования и культурного развития;

стабилизация положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приобретения (строительства) жилья;

сдерживание массовой безработицы;

адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.

Основные пути реформирования экономики и социальных преобразований определены программой Совета Министров-Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 192 "О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год".

Для реализации поставленных целей в 1994 году сосредоточиваются усилия на следующих приоритетных направлениях социальной политики:

     предотвращение снижения реальных денежных доходов населения.
     _____________________________________________________________

Предусматривается обеспечить сохранение и по возможности постепенное (по мере экономической стабилизации) улучшение соотношений между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, уровнем стипендий и пособий и величиной прожиточного минимума;

     обеспечение взвешенного  баланса  экономических   интересов   и
     --------------------------------------------------------------
материальных возможностей  трех  основных  групп населения - наемных
     --------------------------------------------------------------
работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан.
     --------------------------------------------------

Наемным работникам требуется создавать экономические, социальные и правовые условия для результативного труда, соответствующего уровня материального вознаграждения, широкого участия в прибылях предприятий путем приобретения акций и других ценных бумаг.

В отношении предпринимателей принимаются меры, направленные на стимулирование их деятельности по вложению капитала в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг и другой общественно полезной деятельности.

Нетрудоспособным гражданам определяются нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни;

     реформирование социальной  сферы (здравоохранения,  социального
     --------------------------------------------------------------
обеспечения, образования, культуры, жилищного хозяйства).
     ---------------------------------------------------

Не должно допускаться сокращение уровня обслуживания, объема и качества предоставляемых услуг в учреждениях здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры при дальнейшем расширении коммерческих и страховых начал в предоставлении социальных услуг.

Увеличение объема платных услуг в этой сфере потребует существенных изменений в политике доходов, с тем чтобы соответствующие расходы были компенсированы населению через повышение оплаты труда, пенсий и других социальных выплат, а также компенсации и субсидии;

     усиление воздействия  со  стороны  государства   на   занятость
     --------------------------------------------------------------
населения и активизация работы по переподготовке кадров.
     ---------------------------------------------------

Осуществляется комплекс мер по социальной поддержке высвобождаемых работников. В 1994 году не исключается применение особых мер, направленных на сдерживание массового высвобождения работников прежде всего в регионах, где масштабы безработицы превысят допустимые уровни.

Развивается система профессиональной подготовки и переподготовки преимущественно на производстве с максимальным использованием существующей сети учреждений профессионально-технического и высшего образования.

III. Общие вопросы политики доходов населения

Политика Правительства Российской Федерации в области доходов населения направлена на решение следующих основных задач:

обеспечение социально и экономически обоснованного уровня доходов. При этом Правительство Российской Федерации исходит из необходимости опережающего, по сравнению с другими видами доходов, роста оплаты труда как главного источника благосостояния граждан и стимула к эффективной трудовой деятельности, активизации экономического поведения людей;

обеспечение в связи с ростом потребительских цен повышения минимальных доходов на основе различных форм индексации размеров минимальных государственных социальных гарантий;

систематический пересмотр ставок и окладов работников в бюджетных отраслях в увязке с ростом потребительских цен, динамикой заработной платы во внебюджетном секторе экономики и с учетом финансовых возможностей государства;

повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регулировании доходов по секторам экономики, отраслям, категориям работников, регионам страны;

развитие различных форм социального страхования;

содействие общественному признанию доходов от собственности и предпринимательской деятельности, создание экономических и правовых механизмов, стимулирующих использование этих доходов для приобретения государственных ценных бумаг, инвестирования и кредитования социально значимых программ;

продолжение постепенной компенсации частных сбережений граждан в учреждениях Сбербанка России, ликвидированных либерализацией цен.

Исходя из складывающейся ситуации по доходам отдельных групп населения и необходимости защиты интересов социально уязвимых слоев населения намечается усовершенствовать систему налогового регулирования доходов физических лиц. Предполагается начиная с 1995 года изменить действующую шкалу ставок подоходного налога, увеличив прогрессию ставок налога для лиц с крупными и особо крупными доходами, изменить порядок определения налогооблагаемой базы при получении некоторых видов доходов. Намечается также усовершенствовать порядок налогообложения недвижимого имущества физических лиц.

IV. Политика в сфере труда и трудовых отношений.

Реформирование в сфере труда и трудовых отношений предусматривается осуществить на правовой базе, отвечающей изменившимся экономическим условиям.

Будут внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты Трудового кодекса Российской Федерации, иных законопроектов, направленных на обеспечение прав и гарантий работников наемного труда, включая нормативные акты о порядке разрешения коллективных трудовых споров и конфликтов, о правовой инспекции труда, о государственном социальном страховании и ряд других.

Для отслеживания процессов, происходящих в социально-трудовой сфере на предприятиях различных форм собственности, выявления неблагоприятных ситуаций, учета взаимосвязей экономических, социальных, психологических и других факторов труда, прогнозирования тенденций и процессов в этой области и выработки на этой основе оптимальных управленческих решений принимаются меры по организации мониторинга социально-трудовой сферы.

1. Политика оплаты труда

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»