____________________________________________________________________
Фактически утратило силу. См. постановление Правительства Российской
Федерации от 18 декабря 1995 года N 1256 "О Федеральной программе
государственной поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 1996-1997 годы"
____________________________________________________________________
В целях дальнейшего развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 20, ст.1762) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Одобрить Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы (в дальнейшем именуется - Федеральная программа).
2. Возложить на Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур функции государственного заказчика Федеральной программы.
3. Министерству финансов Российской Федерации производить финансирование Федеральной программы во II квартале 1994 г. в пределах средств, предусмотренных статьей I Федерального Закона Российской Федерации "О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 г." от 10 апреля 1994 г. N I-ФЗ.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 29 апреля 1994 г. N 409
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я П Р О Г Р А М М А
государственной поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации на 1994-1995 годы
1. Введение
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы (в дальнейшем именуется - Федеральная программа) определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого предпринимательства с учетом его специфики и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном уровне и финансироваться в основном за счет централизованных источников.
Идеология Федеральной программы базируется на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических, политических и других условий. Отсутствие таких условий сделает поддержку малого предпринимательства неэффективной. Поэтому имеется в виду, что в ближайшее время будут приняты новые и скорректированы действующие нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также проведены другие меры по поддержке предпринимателей.
В Федеральной программе учитывается и тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Это вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности территориальных образований. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей развития данного региона. В свою очередь, региональные органы государственной власти и управления должны определить направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплексы необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.
Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий является создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса в народном хозяйстве, привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках.
Федеральной программой предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне:
формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства;
создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малого предпринимательства;
производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;
мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
Совокупность перечисленных направлений и мероприятий Федеральной программы должна обеспечить формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Российской Федерации.
Становление малого бизнеса - достаточно длительный процесс, рассчитанный на ряд лет. На начальных этапах этого процесса наиболее актуальной является реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, совершенствованию нормативно-правовой базы, развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе льготы и преимущества, используются, прежде всего, в приоритетных областях, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". К ним относятся:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
инновационная деятельность.
Эти приоритеты могут в дальнейшем уточняться.
В мероприятиях, осуществляемых на региональном уровне, могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности субъектов малого предпринимательства.
Малый бизнес призван содействовать решению многих важнейших народно-хозяйственных проблем, например, трудоустройства демобилизуемых военнослужащих, молодежи, инвалидов, улучшения экологической обстановки и др. Поэтому представляется целесообразным, чтобы в отраслях народного хозяйства также предусматривались мероприятия по поддержке и стимулированию малого предпринимательства.
Развитие в России предпринимательства требует совершенствования всей системы правового регулирования экономических отношений. Поэтому необходимо ускорить разработку и принятие нового гражданского кодекса, законодательных актов об акционерных обществах, ценных бумагах, биржах, внесение изменений в законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности и др.
В целях формирования нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства Федеральной программой предусматривается подготовка ряда нормативных актов, отражающих специфику его правового регулирования. В числе указанных актов - Закон "О государственной поддержке малых негосударственных предприятий в Российской Федерации", в котором должны быть определены категории субъектов малого предпринимательства, пользующиеся государственной поддержкой, охарактеризованы основные формы и методы этой поддержки. Закон должен составить правовую базу для подготовки системы нормативных актов, издаваемых государственными органами для обеспечения поддержки субъектов малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере, в области труда и заработной платы, в регулировании отношений объединений малых предприятий с органами власти и управления и т.д.
Кроме того, предусмотрена разработка ряда законодательных и нормативных актов, направленных на дальнейшее совершенствование системы налогообложения малых предприятий и стимулирование их собственной инвестиционной активности.
Совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства направлено на стимулирование деятельности банков, фондов, инвестиционных и страховых организаций, непосредственно обслуживающих малый бизнес, а также формирование системы гарантий под кредиты и страхования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Мероприятия Федеральной программы предусматривают совершенствование деятельности федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства, средства которых формируются за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Средства Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции могут использоваться и для финансовой поддержки региональных фондов, если их ресурсов окажется недостаточно для помощи в реализации региональных программ и проектов, имеющих межрегиональное значение. При этом обоснование проектов должно проводиться по утвержденной Фондом методике, а сами проекты должны пройти независимую экспертизу.
Поддержка, оказываемая федеральным и другими фондами поддержки предпринимательства, осуществляется, как правило, на принципах долевого участия в форме кредитования и выдачи гарантий по кредитам. В отдельных случаях поддержка может оказываться и в форме безвозмездного финансирования, в основном для развития инфраструктуры малого бизнеса.
На федеральном уровне финансовая поддержка малого бизнеса будет обеспечиваться в том числе и через систему льгот и преимуществ банкам и страховым организациям, осуществляющим обслуживание малых предприятий на льготных условиях.
Отдельной группой представлены мероприятия по совершенствованию системы учета и отчетности малых предприятий, направленные на создание объективной информационной среды, используемой как в интересах развития кооперации между субъектами малого предпринимательства, так и в интересах органов исполнительной власти, осуществляющих государственную поддержку, стимулирование и регулирование малого предпринимательства. Эти мероприятия позволят обеспечить сопоставимость отчетности малых предприятий с отчетностью других хозяйствующих субъектов и осуществление статистического анализа о видах малого предпринимательства, его месте в структуре и продукции секторов экономики, размерах и эффективности используемой государственной поддержки.
В области содействия внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства намечается ряд мер, направленных на совершенствование таможенного и налогового регулирования в интересах развития малого предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций, в том числе в процессе приватизации государственных предприятий, а также оказание необходимой помощи малым предприятиям со стороны загранучреждений Российской Федерации.
Развитие малого предпринимательства требует в короткие сроки реализовать меры в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Решение этой проблемы связано с созданием условий для развития сети учебных заведений, подготовкой преподавательских кадров, обеспечением необходимой учебно-методической литературой, организацией финансирования таких мероприятий. Комплекс мероприятий, осуществляемых на федеральном уровне, включает: переподготовку кадров государственных управленческих структур, подготовку преподавателей для школ и учебно-консультационных центров малого бизнеса; разработку и утверждение типовых учебных планов и программ, дифференцированных по уровню подготовки, отраслевой специализации, срокам обучения; подготовку учебных и методических пособий и ряд других мер.
Кроме этого Федеральной программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мер по вовлечению молодежи в цивилизованные формы предпринимательской деятельности на базе соответствующих предпринимательских проектов.
В связи со структурной перестройкой экономики проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях приобретает особую актуальность.
В то же время использование преимуществ малых предприятий в инвестиционной сфере наталкивается на проблему их технического переоснащения. Многие малые предприятия пока представляют собой полукустарные, примитивно оборудованные производства, поэтому решать сложные технологические и экономические проблемы они не в состоянии. Более того, продолжение их функционирования в ряде случаев сопряжено с нерациональной затратой трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов.
Задача заключается в том, чтобы оказать содействие субъектам малого предпринимательства в оснащении их современным оборудованием и технологиями. При этом нужно учитывать, что малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов, приборов и др.
С учетом этого Федеральной программой предусматривается
осуществить мероприятия по обеспечению
производственно-технологической поддержки малого
предпринимательства.
Речь идет не только о поставке готовых комплектов, но и о продаже лицензий на изготовление, "ноу-хау", привязанных к маломасштабным производствам. При этом значительную роль должны сыграть лизинг машин, оборудования и производственных помещений. В настоящее время в связи с расширяющейся конверсией оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволят высвободить производственные площади для их перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядных малых предприятий.
Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия будут выступать в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержки
малого предпринимательства
---------------------------------------------------------------------------------------------
: : Срок :Стоимость реализации
Наименование мероприятий : Исполнители :исполнения:мероприятий в млн.руб.
: : :----------------------
: : : 1994г.:1995г.: всего
---------------------------------------------------------------------------------------------
май
2.1. Подготовка проекта Закона ГКАП России 1994 г.
Российской Федерации "О Минэкономики России
государственной поддержке Минфин России
малых негосударственных Минюст России
предприятий" Госкомпром России
2.2. Подготовка проекта Закона Минэкономики России II кв.
Российской Федерации "О Госкомимущество России 1994 г.
внесении изменений и Минюст России
дополнений в Закон РСФСР ГКАП России
"О предприятиях и Госкомпром России
предпринимательской деятель-
ности" в части государствен-
ных гарантий прав предприни-
мателей, а также упрощения
порядка регистрации малых
предприятий и граждан,
занимающихся предприниматель-
ской деятельностью без
образования юридического лица
2.3. Подготовка проекта Закона ГКАП России III кв.
Российской Федерации "О Минэкономики России 1994 г.
союзах (ассоциациях) малого Минюст России
предпринимательства" Торгово-промышленная
палата Российской
Федерации
----------------------------------------------------------------------------------------------
3. Совершенствование системы финансовой поддержки
малого предпринимательства
----------------------------------------------------------------------------------------------
: : Срок :Стоимость реализации
Наименование мероприятий : Исполнители :исполнения:мероприятий в млн.руб.
: : :----------------------
: : : 1994г.:1995г.: всего
----------------------------------------------------------------------------------------------
3.1. Подготовка проекта Закона Минэкономики России III кв.
Российской Федерации "Об Фонд поддержки пред- 1994 г.
обществах взаимного кредито- принимательства и
вания" развития конкуренции
при ГКАП России
ГКАП России
Банк России
Минюст России
3.2. Подготовка проекта постанов- Минфин России III кв.
ления Правительства Российс- Фонд поддержки пред- 1994 г.
кой Федерации "О системе принимательства и
гарантий под кредиты и развития конкуренции
страховании деятельности при ГКАП России
субъектов малого предпринима- Росстрахнадзор
тельства" ГКАП России
Госкомпром России
3.3. Подготовка проекта постанов- ГКАП России III кв.
ления Правительства Российс- Минфин России 1994 г.
кой Федерации "Об инвестици- Минэкономики России
онных компаниях малого Госкомпром России
предпринимательства"
3.4. Подготовка предложений в Минэкономики России I кв.
Правительство Российской Минфин России 1995 г.
Федерации по совершенствова- Госналогслужба России
нию системы налогообложения Фонд поддержки пред-
в интересах субъектов малого принимательства и
предпринимательства, в том развития конкуренции
числе на местном уровне при ГКАП России
ГКАП России
3.5. Подготовка предложений в Минфин России I кв.
Правительство Российской Фонд поддержки пред- 1995 г.
Федерации по совершенствова- принимательства и
нию государственной поддержки развития конкуренции
коммерческих банков, ориенти- при ГКАП России
рованных на кредитование Госналогслужба России
субъектов малого предпринима- Минэкономики России
тельства ГКАП России
Банк России
3.6. Внесение изменений в Положе- Минэкономики России III кв.
ние о составе затрат по Росстрахнадзор 1994 г.
производству и реализации Минфин России
продукции в части
обязательного и добровольного
страхования, в том числе
деятельности субъектов малого
предпринимательства
3.7. Подготовка предложений в ГКАП России II кв.
Правительство Российской Минэкономики России 1994 г.
Федерации по совершенствова- Минфин России
нию деятельности Фонда Госкомпром России
поддержки предпринимательства Госкомимущество России
и развития конкуренции и Фонд поддержки пред-
рациональному использованию принимательства и
его финансовых средств развития конкуренции
при ГКАП России
3.8. Разработка нормативных и Фонд поддержки пред- III кв.
методических документов, принимательства и 1994 г.
обеспечивающих деятельность развития конкуренции
фондов поддержки предпринима- при ГКАП России
тельства на региональном и Минэкономики России
местном уровнях ГКАП России
Госкомпром России
Итого: 100,0 - 100,0
Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий
связано с необходимостью проведения комплекса договорных
научно-исследовательских, проектных и экспертных работ
силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах
смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.
----------------------------------------------------------------------------------------------
4. Информационное обеспечение малого предпринимательства
----------------------------------------------------------------------------------------------
: : Срок :Стоимость реализации
Наименование мероприятий : Исполнители :исполнения:мероприятий в млн.руб.
: : :----------------------
: : : 1994г.:1995г.: всего
----------------------------------------------------------------------------------------------
4.1. Создание системы информацион- Госкомпром России 1994- 5840,0 3800,0 9640,0
ного обеспечения малого Комитет при Президенте 1995гг.
предпринимательства на основе Российской Федерации
сети региональных информаци- по политике информа-
онно-аналитических центров, тизации ФАПСИ
проблемно ориентированных органы исполнительной
информационных баз и банков власти субъектов
данных с использованием Российской Федерации
унифицированных программных и совместно с заинтере-
технических средств, развитых сованными министер-
сетей передачи данных и ввод ствами, ведомствами и
ее в эксплуатацию: организациями
1994 год - в 14 регионах
1995 год - в 80 регионах
4.2. Подготовка и издание сборника Госналогслужба России II кв.
действующих нормативных актов Минфин России 1994 г.
в области налогообложения с Минэкономики России
комментариями о порядке их ГКАП России
применения к субъектам малого Фонд поддержки пред-
предпринимательства принимательства и
развития конкуренции
при ГКАП России
Итого: 5840,0 3800,0 9640,0
Примечание. Выделение ассигнований для создания системы информационного
обеспечения предпринимательства связано с необходимостью
проведения комплекса договорных опытно-конструкторских,
проектно-технологических и других работ, а также со
значительным объемом затрат на материально-техническое
и программное обеспечение региональных информационно-
аналитических центров.
----------------------------------------------------------------------------------------------