ПРИКАЗ
от 7 апреля 1994 года N 41
____________________________________________________________________
Не применяется с 8 октября 2011 года на основании
приказа Ростехнадзора от 4 августа 2011 года N 442
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий приказ утрачивал силу на основании приказа Ростехнадзора от 13 июля 2011 года N 385.
Приказ Ростехнадзора от 13 июля 2011 года N 385 отменен на основании приказа Ростехнадзора от 3 августа 2011 года N 441.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Приказываю:
Председатель
Госатомнадзора России
Ю.Г.Вишневский
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 апреля 1994 года,
регистрационный N 547
1.1. Настоящее Положение разработано на основании:
Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 283-рп с изменениями, утвержденными распоряжением Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 года N 636-рп;
руководящих и распорядительных документов, устанавливающих компетенцию и права структурных подразделений, учреждений и региональных органов, входящих в систему Госатомнадзора России;
руководящих документов Госатомнадзора России по выдаче разрешений (лицензий) на виды деятельности.
1.2. Требования настоящего Положения обязательны для:
структурных подразделений центрального аппарата и региональных органов Госатомнадзора России, в компетенцию которых входят регулирование и надзор за безопасностью ядерно- и/или радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий);
предприятий, деятельность которых может осуществляться только на основании полученных в органах Госатомнадзора России разрешений (лицензий) (далее - заявитель);
предприятий (организаций, учреждений), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе созданных (учрежденных) или входящих в систему Госатомнадзора России (Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности (НТЦ ЯРБ), экспертно-технических центров и др.), и специалистов, признанных в установленном порядке Госатомнадзором России компетентными в вопросах безопасности соответствующих ядерно- и/или радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) и привлекаемых к организации и проведению экспертизы (далее соответственно экспертное предприятие и эксперт).
1.3. Объектами экспертизы являются проектные и другие материалы и документация, обосновывающие безопасность ядерно- и/или радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (далее обосновывающие документы).
1.4. Целью проведения экспертизы является оценка представленной информации по безопасности ядерно- и/или радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) на всех этапах их жизненного цикла на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, критериям, правилам и нормам в области ядерной и радиационной безопасности, руководящим документам Госатомнадзора России.
1.5. Необходимость проведения экспертизы проектных и других материалов и документации устанавливается Госатомнадзором России. Требование Госатомнадзора России о проведении экспертизы обязательно для заявителя.
1.6. Перечень обосновывающих документов, подлежащих экспертизе, определяется Госатомнадзором России в соответствии с требованиями к составу заявки на получение разрешения (лицензии) на заявляемый вид деятельности или заявки на корректировку условий его действия, изложенными в руководящих документах.
Госатомнадзором России при входном контроле материалов заявки на получение разрешения на вид деятельности и в процессе проведения экспертизы может приниматься решение о необходимости представления заявителем дополнительных документов.
1.7. Результаты экспертизы используются Госатомнадзором России при принятии решения о выдаче или отказе в выдаче заявителю разрешения (лицензии) на соответствующий вид деятельности или изменении условий его действия.
При отрицательных выводах экспертизы решение о выдаче разрешения (лицензии) или изменении условий его действия не принимается.
1.8. Порядок проведения экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерного оружия и объектов ядерно-оружейного комплекса на всех этапах жизненного цикла, определяется отдельным положением.
2.1. Решение о необходимости проведения экспертизы обосновывающих документов принимается отраслевым управлением Госатомнадзора России, в компетенцию которого входят регулирование и надзор за безопасностью соответствующих ядерно- и/или радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (управлением округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами).
2.2. Обосновывающие документы для проведения экспертизы представляются заявителем в Госатомнадзор России в предварительно согласованном количестве экземпляров.
2.3. Заявитель обязан представить письмо, гарантирующее оплату работ экспертного предприятия по проведению экспертизы.
2.4. Отраслевое управление в случае принятия решения о проведении экспертизы направляет в Управление организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России обосновывающие документы и предложения по организации экспертизы с указанием:
сроков проведения экспертизы;
объема и цели ее проведения.
2.5. Управление организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России (управление округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами) разрабатывает:
задание экспертному предприятию на проведение экспертизы, график проведения экспертизы и согласовывает их с отраслевым управлением, экспертным предприятием и (при наличии требований в задании) с заявителем;
предложения по списку привлекаемых экспертов и согласовывает их с отраслевым управлением и экспертным предприятием.
2.6. Проект задания на проведение экспертизы может быть разработан заявителем или экспертным предприятием.
2.7. Для координации работ по экспертизе, анализу и обобщению ее результатов Управление организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России (управление округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами) образует экспертную комиссию.
Состав экспертной комиссии согласовывается с отраслевым Управлением и при необходимости с другими заинтересованными подразделениями и региональными органами Госатомнадзора России и утверждается заместителем председателя Госатомнадзора России, курирующим соответствующий вид деятельности (начальником управления округа - для решений, выдаваемых региональными органами).
2.8. В состав экспертной комиссии включаются:
координатор экспертизы (председатель экспертной комиссии - представитель Управления по организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России (представитель регионального органа Госатомнадзора России, ответственного за организацию экспертизы безопасности соответствующих ядерно- и/или радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий), - для разрешений, выдаваемых региональными органами), другие сотрудники указанного подразделения (при необходимости);
представители отраслевого управления (представители регионального органа Госатомнадзора России, осуществляющего надзор за безопасностью соответствующего ядерно- и/или радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий), - для разрешений, выдаваемых региональными органами);
представители НТЦ ЯРБ, заинтересованных подразделений и региональных органов Госатомнадзора России (при необходимости);
представители предприятий и организаций - для рассмотрения специальных вопросов (при необходимости и по согласованию с их руководством).
Для экспертизы сложных объектов в составе экспертной комиссии могут образовываться подкомиссии по отдельным направлениям экспертизы.
2.9. Задание на проведение экспертизы, график проведения экспертизы и состав экспертной комиссии утверждаются начальником Управления по организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России (начальником управления округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами) в течение одного месяца после получения указанным управлением обосновывающих документов.
2.10. К проведению экспертизы не могут привлекаться предприятия и специалисты, являющиеся исполнителями или соисполнителями (разработчиками) обосновывающих документов.
2.11. К экспертизе обосновывающих документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, привлекаются только эксперты, имеющие соответствующий допуск к работе с указанными документами.
2.12. Управление организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России (управление округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами) направляет:
- заявителю (при наличии требований в задании) и экспертному предприятию утвержденное задание на проведение экспертизы, график экспертизы и список членов экспертной комиссии;
экспертному предприятию обосновывающие документы, представленные заявителем в составе заявки.
2.13. На основании утвержденного задания на проведение экспертизы заявитель заключает договор с экспертным предприятием.
3.1. Экспертиза проводится экспертными предприятиями и экспертами, указанными в п.1.2 настоящего Положения.
3.2. Экспертное предприятие проводит экспертизу обосновывающих документов, разрабатывает предусмотренные заданием заключения по отдельным обосновывающим документам, направлениям экспертизы и проект сводного отчета (заключения) и представляет их Управлению по организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России (управлению округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами).
3.3. Экспертная комиссия при необходимости организует в процессе проведения экспертизы обсуждение с экспертным предприятием, экспертами и заявителем предварительных результатов экспертизы, а также экспертных заключений и проекта сводного отчета (заключения).
Результаты обсуждения оформляются протоколом, утверждаемым начальником Управления организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России (начальником управления округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами).
Заявитель обязан в соответствии с протоколом:
проводить в установленном порядке корректировку обосновывающих документов,
представлять дополнительные обосновывающие документы.
В случае доработки или представления дополнительных обосновывающих материалов срок проведения экспертизы может быть увеличен по решению начальника Управления по организации экспертиз безопасности, согласованному с отраслевым управлением (в пределах установленного срока рассмотрения заявок), или заместителя председателя Госатомнадзора России, курирующего соответствующий вид деятельности (сверх этого срока) (начальника управления округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами).
3.4. Экспертные заключения по отдельным обосновывающим документам и/или по отдельным направлениям экспертизы должны соответствовать требованиям к экспертному заключению, приведенным в приложении к настоящему Положению, и требованиям задания.
3.5. Итоговым документом по экспертизе является сводный отчет (заключение), который разрабатывается, как правило, на основе экспертных заключений по отдельным обосновывающим документам и направлениям экспертизы и должен содержать:
информацию о ядерно- и радиационно опасном объекте (изделии), производстве (технологии), его разработчиках и обосновывающих документах;
информацию о модификациях объекта (изделия), производства (технологии) и изменениях обосновывающих документов;
информацию о нерешенных проблемах и программе их решения;
анализ обосновывающих заявку документов, результаты расчетных и экспериментальных проверок представленных обоснований;
выводы о достоверности и достаточности представленных обоснований;
оценку соответствия представленной информации по безопасности ядерно- и/или радиационно опасных объектов (изделий) производств (технологий) требованиям законодательства Российской Федерации, критериям, правилам и нормам по ядерной и радиационной безопасности, руководящим документам Госатомнадзора России;
заключение о возможности выдачи заявителю разрешения (лицензии) на заявляемую им деятельность или о корректировке условий действий полученных заявителем разрешений (лицензий);
предложение по включению в условия действия разрешения (лицензии) требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
3.6. В зависимости от требований задания на проведение экспертизы и графика экспертизы проект сводного отчета (заключения) разрабатывается экспертным предприятием или экспертной комиссией.
3.7. В случае разработки проекта сводного отчета (заключения) экспертным предприятием, оно представляет экспертные заключения и проект сводного отчета (заключения), подписанный руководителем экспертного предприятия, Управлению по организации экспертиз безопасности Госатомнадзора России (управлению округа Госатомнадзора России - для разрешений, выдаваемых региональными органами).
Экспертная комиссия проверяет соответствие представленных экспертным предприятием материалов требованиям задания на экспертизу, требованиям к экспертному заключению и требованиям, указанным в п.3.4.
При несоответствии экспертных заключений или проекта сводного отчета (заключения) установленным требованиям экспертная комиссия возвращает их экспертному предприятию для доработки и повторного представления.