____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
приказа Минтруда России от 11 августа 2020 года N 495
____________________________________________________________________
В целях реализации статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, организации общественного контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях за состоянием охраны труда и оказания необходимой помощи трудовым коллективам в этой области Министерство труда Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива согласно приложению.
2. Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям обеспечить возможность осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
3. Органам труда республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт Петербурга оказывать необходимую помощь в организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Министр труда
Российской Федерации
Г.МЕЛИКЬЯН
Приложение
к постановлению Министерства труда
Российской Федерации
от 8 апреля 1994 г. N 30
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО)
ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА
ИЛИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда для оказания помощи трудовым коллективам, их представительным органам и администрации предприятий, учреждений и организаций (в дальнейшем предприятие) в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (в дальнейшем уполномоченные). Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.
На основе настоящих Рекомендаций предприятия могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов.
1. Общие положения
1.1. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
1.2. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.
1.3. Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.
1.4. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов - каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
1.5. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.
1.6. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
1.7. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.
1.8. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
2. Основные задачи уполномоченных
Основными задачами уполномоченных являются:
2.1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.
2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
3. Функции уполномоченных
В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:
3.1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть: