Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 1983 года N 911

Об утверждении основных положений о расчетах в народном хозяйстве СССР  

(с изменениями на 8 октября 1998 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 года N 888;         

постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 года N 929.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     В настоящем постановлении также учтено:

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года N 13/14.

____________________________________________________________________

В связи с изданием Свода законов СССР и в целях дальнейшего совершенствования финансового законодательства Совет Министров СССР

 постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения о расчетах в народном хозяйстве СССР.

2. Утвердить прилагаемое Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций.

3. Поручить Внешторгбанку СССР, Госбанку СССР, Министерству финансов СССР и Министерству иностранных дел СССР разработать и утвердить порядок расчетов за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги дипломатическим и другим иностранным представительствам советскими предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями.

4. Утвердить прилагаемые изменения решений Правительства СССР.

5. Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.

   Председатель Совета
     Министров СССР
     Н. Тихонов

     

Управляющий делами
Совета Министров СССР
М. Смиртюков

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета
Министров СССР
от 16 сентября 1983 года

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
о расчетах в народном хозяйстве СССР


I. Общие положения

1. Расчеты в СССР между государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями, а также расчеты их с населением осуществляются в соответствии с законами СССР, иными решениями Верховного Совета СССР и его Президиума, настоящими Основными положениями и другими постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР.

Министерства, ведомства и другие органы хозяйственного управления участвуют в расчетах в связи с централизованно выполняемыми ими функциями и операциями и в иных случаях, предусмотренных законодательством СССР.

2. Госбанк СССР является расчетным центром Союза ССР.

Госбанк СССР организует и осуществляет расчеты в народном хозяйстве, устанавливает в соответствии с действующим законодательством и с учетом отраслевых особенностей правила совершения расчетных операций, обязательные для всех предприятий, объединений, организаций и учреждений.

Стройбанк СССР организует и осуществляет расчеты в строительстве и геологии.

Внешторгбанк организует и осуществляет расчеты между предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями по операциям, связанным с внешней торговлей, экономическим, научно-техническим и культурным сотрудничеством СССР с зарубежными странами.

Государственные трудовые сберегательные кассы СССР* организуют и осуществляют в установленном порядке расчеты обслуживаемых организаций и учреждений.

_______________

* В дальнейшем именуются "сберегательные кассы".

3. Денежные средства предприятий, объединений, организаций и учреждений, как собственные, так и заемные, подлежат в соответствии с законодательством СССР обязательному хранению в банках и сберегательных кассах.

Для хранения денежных средств и осуществлении расчетов банки открывают предприятиям, объединениям, организациям и учреждениям, в зависимости от характера их деятельности и источников финансирования, расчетные, текущие и другие счета, а сберегательные кассы - текущие счета. Порядок открытия и закрытия счетов устанавливается Госбанком СССР или Стройбанком СССР.

Предприятия, объединения, организации и учреждения распоряжаются денежными средствами, хранящимися на их счетах в банках и сберегательных кассах, в соответствии с целевым назначением этих средств.

4. Расчеты между предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями осуществляются, как правило, в безналичном порядке по расчетным документам, предусмотренным положением о расчетных документах. Положение о расчетных документах утверждается Госбанком СССР и Стройбанком СССР по согласованию с Внешторгбанком СССР, Министерством финансов СССР, Министерством юстиции СССР, Государственным арбитражем при Совете Министров СССР, ЦСУ СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам и Госснабом СССР.

Минимальная сумма расчетных документов устанавливается Госбанком СССР.

Расчеты наличными деньгами между предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями допускаются в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством СССР.

Расчеты с населением осуществляются предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями независимо от суммы наличными деньгами, а по желанию граждан - в безналичном порядке.

5. Безналичные расчеты осуществляются при соблюдении следующих условий:

а) расчеты производятся через банки, а в установленных случаях - через сберегательные кассы;

б) платежи производятся после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг. Предварительная оплата допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством СССР;

в) платежи производятся с согласия(акцепта) плательщика или по его поручению. Без согласия плательщика или его поручения списание средств со счетов допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством СССР;

г) платежи производятся при наличии на счетах плательщика собственных средств или в установленном порядке за счет кредита банков. Платежи одного предприятия, объединения, организации, учреждения за счет средств другого не допускаются;

д) зачисление средств на счет получателя осуществляется лишь после списания этих сумм со счета плательщика, за исключением тех случаев, когда расчеты производятся чеками из нелимитированных чековых книжек и за перевозку грузов - сводными требованиями.

6. Платежи с расчетных, текущих и других счетов (кроме ссудных и счетов по зачетам) производятся в следующей очередности:

первая группа:

а) платежи по заработной плате и платежи, приравненные к ней;

б) платежи и взносы по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению;

в) платежи в государственный бюджет СССР;

г) платежи по государственному обязательному страхованию;

вторая группа - платежи за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги и платежи на завершение расчетов по зачетам взаимных требований;

третья группа - платежи из прибыли, взносы амортизационных отчислений и других собственных средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта; уплата неустоек (штрафов, пеней) за невыполнение договорных и иных обязательств;

четвертая группа - платежи в погашение выданных банками ссуд, за исключением случаев, предусмотренных законодательством СССР;

пятая группа - все другие платежи.

Платежи в пределах одной группы (в первой группе - в указанной в ней последовательности) производятся в порядке календарного поступления расчетных документов или в порядке наступления срока платежа.

Предприятия, объединения и организации имеют право внеочередного получения средств со счетов на неотложные нужды в случаях, предусмотренных решениями Совета Министров СССР.

Указанная очередность платежей не распространяется на средства, вырученные от реализации заложенных в банке товарно-материальных ценностей, а также на средства, поступающие в соответствии с решениями Совета Министров СССР непосредственно на погашение задолженности банкам.

II. Основные формы и способы расчетов

7. Расчеты предприятий, объединений, организаций и учреждений осуществляются в форме акцепта платежных требований, аккредитивов и особых счетов, а также посредством платежных поручений, переводов, чеков из лимитированных и нелимитированных книжек. Другие формы расчетов устанавливаются Госбанком СССР.

8. Форма расчетов за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги определяются в договоре сторон в соответствии с законодательством СССР.

При заключении договора стороны должны исходить из того, что иногородние расчеты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги осуществляются преимущественно в порядке акцепта платежных требований, а одногородние расчеты и и иногородние расчеты за принятые по приемо-сдаточным документам товарно-материальные ценности -преимущественно платежными поручениями, чеками из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. В случаях, когда длительность транспортировки товарно-материальных ценностей не превышает одних суток, расчеты, в том числе иногородние, должны осуществляться преимущественно платежными поручениями, выписываемыми и сдаваемыми в банк не позднее следующего дня после получения плательщиком этих ценностей.

9. При расчетах в порядке акцепта платежных требований получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

10. Платежные поручения оплачиваются с согласия (акцепта) плательщика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством СССР.

В случае неоплаты в срок платежного требования банк, обслуживающий плательщика, посылает в течение одних суток банку, обслуживающему получателя средств, извещение, в котором указываются конкретные причины неоплаты платежного требования.

11. Акцепт платежных требований может быть предварительным или последующим.

При расчетах с предварительным акцептом платежные требования считаются акцептованными и оплачиваются после истечения установленного срока акцепта, если в течение этого срока плательщик не заявит полный или частичный отказ от акцепта платежного требования.

При расчетах с последующим акцептом платежные требования оплачиваются в день поступления платежного требования в банк, обслуживающий плательщика, но за ним сохраняется право в установленный срок заявить последующий отказ от акцепта платежного требования, и в этом случае списанная сумма восстанавливается на счете плательщика.

Порядок акцепта устанавливается Госбанком СССР или Стройбанком СССР.

12. Для акцепта платежных требований устанавливаются следующие сроки:

а) два рабочих дня - по одногородним расчетам за товарно-материальные ценности (включая поставки для экспорта), выполненные работы и оказанные услуги;

б) три рабочих дня - по иногородним расчетам за товарно-материальные ценности (включая поставки для экспорта), выполненные работы и оказанные услуги;

Банки могут увеличивать указанные сроки для акцепта платежных требований до 10 календарных дней.

Платежные требования внешнеторговых организаций за импортные товары, а также по расходам и авансам, вытекающим из условий контракта с иностранными поставщиками, акцептуются и оплачиваются заказчиками (плательщиками) в течение двух рабочих дней.

При исчислении срока акцепта день поступления платежного требования в банк, обслуживающий плательщика, не учитывается.

13. Плательщик имеет право отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично в случаях, предусмотренных решениями Совета Министров СССР, а также по другим основаниям, предусмотренным инструкциями Госбанка СССР и Стройбанка СССР, особыми условиями поставки или договором.

В тех случаях, когда товарно-материальные ценности приняты по приемо-сдаточному акту, отказы от акцепта платежных требований, мотивированные тем, что товарно-материальные ценности не заказаны или нарушены условия договора, банками не принимаются.

14. Плательщик, получивший товарно-материальные ценности и использовавший их до срока акцепта платежного требования, имеет право отказаться от акцепта лишь частично, на сумму, равную стоимости неиспользованной части товарно-материальных ценностей.

15. Споры об обоснованности полного или частичного отказа плательщика от акцепта платежного требования рассматриваются в установленном порядке арбитражем или судом, а в случаях,

предусмотренных законодательством СССР, - в административном порядке.

Банки рассматривают споры по отказам от акцепта.

16. Со счета плательщика оплачиваются без акцепта платежные требования:

а) за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов; за канализацию; за пользование телефоном, включая плату за междугородные телефонные разговоры по установленным тарифам; за почтово-телеграфные услуги, оказываемые предприятиями связи;

б) по расходам, включенным в перевозочные документы для расчетов между железными дорогами, пароходствами и автотранспортными предприятиями при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении;

в) в других случаях, предусмотренных законодательством СССР.

17. При расчетах платежными поручениями плательщик представляет обслуживающему его банку или сберегательной кассе расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя в том или другом банке или сберегательной кассе.

18. Платежными поручениями могут производиться:

расчеты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»