Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ПРИКАЗ

от 26 октября 1993 года N 112


О методических рекомендациях по определению
границ и объемов товарных рынков

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МАП России от 6 декабря 2001 года N 1263
____________________________________________________________________


В целях обеспечения единого подхода ГКАП Российской Федерации и его территориальных управлений при определении положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке в рамках реализации Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков (Приложение N 1).

2. Главному управлению по информационному обеспечению и анализу товарных рынков (Задирако И.Н.) продолжить работу по совершенствованию Методических рекомендаций.

3. Приказ от 1 июля 1992 г. N 144 считать утратившим силу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя ГКАП России Ю.Н.Хачатурова.

     Председатель Комитета
 Л.А.Бочин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению границ и объемов товарных рынков


Введение

Настоящие рекомендации разработаны в порядке методического обеспечения реализации антимонопольного законодательства.

Определенные в соответствии с настоящими рекомендациями количественные и качественные характеристики товарных рынков используются для определения доли хозяйствующего субъекта (ХС) на товарных рынках, на основе этой доли устанавливается или отрицается факт доминирования данного ХС на конкретном товарном рынке, а следовательно наличие или отсутствие рыночной власти, позволяющей ХС навязывать свои интересы покупателям, а также подавлять конкуренцию товаропроизводителей.

Учитывая, что положение ХС на товарном рынке с течением времени меняется, оценка этого положения должна осуществляться на конкретную дату, за конкретный анализируемый период и, при необходимости, в дальнейшем корректироваться.

Учитывая, что статистические данные по продукции производственно-технического назначения представляются за год, а по товарам народного потребления - ежеквартально, анализ рынка следует осуществлять за соответствующий отчетный период.

I. Основные положения

1.1. Субъекты и объекты рынка

Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).

Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть ХС, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть потребители конечной продукции, оптовые и мелкооптовые и розничные торговые посредники, ХС, приобретающие товары для производственного потребления.

Наряду с термином товар для целей настоящего Положения применяется термин товарная группа, под которым подразумеваются разновидности товара, обладающие близкими к нему потребительскими свойствами (товары-заменители). По своему содержанию используемое понятие "товарная группа" (товар плюс товары-заменители) идентично термину "товар", определенному Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон).

1.2. Параметры товарного рынка.

Для определения товарного рынка необходимо установить следующие параметры: продуктовые границы рынка, состав продавцов и покупателей на исследуемом товарном рынке, географические границы рынка, объем товарных ресурсов рынка.

Последовательность процедуры по определению товарного рынка дана в разделах II-IV. Однако в каждом конкретном случае она может варьироваться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров после прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.

1.3. Информационная база для определения параметров товарных рынков

В качестве источников исходной информации о рынках необходимо использовать:

- данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (приложение 1);

- сведения о результатах хозяйственной деятельности, полученные Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации (далее Антимонопольный комитет) и его территориальными управлениями непосредственно от хозяйствующих субъектов (приложение 2);

- данные выборочных опросов покупателей, характеризующие:

- покупательские предпочтения;

- критерии и барьеры взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка (приложение 3);

- данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;

- данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

II. Продуктовые границы товарного рынка

2.1. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров-заменителей и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

2.2. В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей (в зависимости от их числа) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара: оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара.

2.3. При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к классификационной группе; рекомендуется использовать классификаторы: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - ТН ВЭД. Основной классификатор продукции - ОКП (товарные словари).

Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления и эксплуатации товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения запроса, - состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции1.

2.4. Определение товаров-заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования взаимозаменяемость по потреблению (спросу), и с точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.

Теоретически одним из наиболее точных критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса2, исчисляемая по формуле:

                        процентное изменение
                         спроса (реализация
                            товара х)
              Е   =  -------------------------
               xy       процентное изменение
                           цены товара y

При отсутствии необходимой информации в органах статистики для расчета коэффициента перекрестной эластичности следует провести самостоятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала или года.

Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары X и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменяемости товаров.

На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров - экспертным оценкам, интервью с потребителями и специалистами той или иной области. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.

Критериями взаимозаменяемости являются также:

а) функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать обособленно;

б) сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей (приложение 5).

В условиях дефицитности рынка границы взаимозаменяемости товаров расширяются, но только до пределов, определяемых функциональным назначением товарной продукции.

В процессе анализа следует учитывать наличие барьеров взаимозаменяемости, например:

а) товар имеет преимущества перед заменителями в системе распределения (торговля по каталогам, торговля с обеспечением доставки на дом и т.п.);

б) товар имеет преимущества перед заменителями в условиях продажи (без нагрузок, с запчастями и т.п., предоставление скидок с цены, кредитов при оплате и прочих гарантий покупателям) и эксплуатации (обеспечение послепродажным обслуживанием) и т.п.

Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства необходимо:

- выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу (это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции);

- определить технологические возможности переключения производственных мощностей с производства товаров для другого рынка на выпуск продукции рассматриваемой товарной группы (например, предприятия-производители кормов для птицеводства или крупного рогатого скота имеют мощности, позволяющие переключиться на производство кормов для свиноводства - приложение 6).

III. Определение состава  продавцов и покупателей

3.1. В целях определения рынка следует установить группы представленных на нем покупателей. Для этого определяются все группы покупателей, приобретающих товар у данного продавца. Группировку следует производить по способам участия покупателей в обороте товара.

3.2. Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый из покупателей выделенной группы может приобрести товар у любого из продавцов, реализующих товар на определяемом товарном рынке.

3.3. Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы.

3.4. Наряду с фактически действующими выявляются потенциально возможные продавцы и покупатели на определяемом товарном рынке.

IV. Географические границы товарного рынка

4.1. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.

4.2. Географические границы товарного рынка определяют территорию (географическую область, регион), на который покупатели из выделенной группы приобретают или могут приобрести рассматриваемый товар.

При этом следует иметь в виду, что республиканским товарным рынком является территория Российской Федерации, а местным товарным рынком - район города, город, отдельный населенный пункт, группа населенных пунктов, район, область, группа областей, край, административный или экономический район, любая другая территория, в отношении которой должна быть доказана экономическая возможность покупателя приобрести товар на данной территории, и отсутствие этой возможности за ее пределами.

4.3. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров, продаваемых в различных областях (регионах) рынка. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

4.4. Основными признаками единого географического рынка являются:

возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

- незначительность (в пределах, например, 3% от цены товара3 транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу);

возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

- незначительность дополнительных издержек (в пределах 5% от цены товара) на транспортировку товара от продавца к покупателю;

- сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и прочее;

- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

V. Определение объема рынка и доли на нем  хозяйствующего
субъекта

5.1. Количественной характеристикой объема товарного рынка является общий объем реализации товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

5.2. Общий объем реализации товара определяется как сумма реализации товара на данном рынке всеми продавцами.

V рынка = Vi, где


Vi - объем реализации конкретным поставщиком товара.

5.3. В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной потребителям продукции объем рынка определяют расчетным способом по формуле:

     V рын. = По + Вв - Выв, где

По - объем производства товара на территории рынка местными товаропроизводителями;

Вв - объем ввоза на территорию рынка;

Выв - объем вывоза за пределы внутреннего рынка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»