ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 января 1981 года N 24
Об утверждении положения о землях транспорта
(с изменениями на 8 октября 1990 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1990 года N 999.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 38 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и в целях улучшения порядка пользования землями, предоставленными предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, Совет Министров СССР
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о землях транспорта.
2. Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу решений Правительства СССР
1. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 г. N 58/50 "Об утверждении положения о землях, предоставленных транспорту" (СЗ СССР, 1933 г., N 12, ст. 66а, 66б).
2. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 июля 1934 г. N 99/1490 "Об изменении положения о землях, предоставленных транспорту" (СЗ СССР, 1934 г., N 35, ст. 276).
3. Пункт 5 раздела II постановления Совнаркома СССР от 2 ноября 1938 г. N 1185 "Об изменении Постановлений ЦИК и СНК СССР и связи с Постановлением СНК СССР от 22 апреля 1938 г. "Об управлении дорожным хозяйством (СП СССР, 1938 г., N 50, ст. 281).
4. Постановление Совета Министров СССР от 26 октября 1947 г. N 3679 "О распространении на порты рыбной промышленности законодательства, регулирующего работу морских торговых портов).
Положение о землях транспорта
(с изменениями на 8 октября 1990 года)
1. Настоящее Положение регулирует порядок пользования землями железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
2. Землями транспорта признаются земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.
Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
Отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
3. Земельные участки предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, как правило, в постоянное пользование (абзац в редакции постановления Совета Министров СССР от 8 октября 1990 г. N 999).
На период строительства, реконструкции или ремонта сооружений, устройств и других объектов транспорта в соответствии с проектно-технической документацией предприятиям, учреждениям и организациям транспорта предоставляются земельные участки во временное пользование, которые по миновании надобности в них должны быть приведены в состояние, пригодное для использования по назначению.
4. Размещение сооружений, устройств и других объектов транспорта на предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям транспорта землях, расположенных в пределах населенных пунктов, производится по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
5. Предприятия, учреждения и организации транспорта имеют право использовать для своих нужд имеющиеся на предоставленных им земельных участках общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты.
6. Предприятия, учреждения и организации транспорта могут предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных объектов. Предприятия, учреждения и организации, получившие земельные участки во временное пользование, возмещают предприятиям, учреждениям и организациям транспорта понесенные в этот период расходы, связанные с содержанием и улучшением указанных участков.
Земли транспорта могут также предоставляться во временное пользование:
колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей;
отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы;
гражданам - для выпаса скота и сенокошения.
7. При проектировании строительства, реконструкции или ремонта сооружений, устройств и других объектов транспорта могут предусматриваться земельные участки для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным заносам.
Размеры земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств определяются нормами отвода земель для соответствующего вида транспорта.
Предприятия, учреждения и организации транспорта обязаны проводить мероприятия по борьбе с вредителями и сорняками в защитных лесонасаждениях, осуществлять противопожарные и иные мероприятия по уходу за ними.
8. В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройств и других объектов транспорта на землях, прилегающих к землям, предоставленным в пользование предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны, в которых вводятся особые условия землепользования.
Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования землями охранных зон определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством.
Земли охранных зон транспорта остаются в пользовании колхозов, совхозов и других землепользователей и используются ими с соблюдением установленных ограничений.
9. К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земли с подвижными песками, прилегающие к землям транспорта.
10. В охранных зонах транспорта запрещается:
производить без письменного согласия предприятий, учреждений и организаций транспорта всякого рода строительные, монтажные и горные работы постоянного и временного характера;
вести рубки леса и нарушать растительный покров способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов, возникновению подвижных песков, снежных заносов, лавин и т. п.
11. В целях обеспечения безопасности строительными нормами и правилами устанавливаются необходимые расстояния от сооружений, устройств и других объектов транспорта до населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, отдельных зданий и сооружений.
12. В случае пересечения объектов транспорта линейными сооружениями другого вида транспорта, линиями электропередачи и связи, а также при подходе таких сооружений и линий к объектам транспорта условия строительства и эксплуатации указанных сооружений, линий и объектов определяются соглашениями между соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
13. Предприятия, учреждения и организации транспорта обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки, не совершать действий, нарушающих интересы соседних землепользователей, не допускать заболачивания земель и загрязнения их производственными и другими отходами, сточными водами, принимать меры к защите почв от эрозии, осуществлять закрепление и облесение песков, оврагов, крутых склонов, а также иные необходимые мероприятия по охране земель.
14. Ответственность за содержание в надлежащем состоянии земель, предоставленных в пользование предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, и использование их в соответствии с целевым назначением возлагается на руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций.
15. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, занятые:
железнодорожными путями сообщения и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями (железнодорожное полотно, мосты, тоннели, виадуки, сигнальное оборудование, служебно-технические здания и т. д.);
железнодорожными подъездными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путей сообщения, а также железнодорожными подъездными путями, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям других министерств и ведомств и расположенными вне территории (земель) этих предприятий, учреждений и организаций;
станциями со всеми зданиями, сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйств, водоснабжения и канализации, защитными и укрепительными насаждениями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта.
16. К землям морского транспорта относятся земли, занятые:
морскими портами, в том числе портами рыбной промышленности и иными специализированными морскими портами, с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;
гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию морского транспорта.
17. Без согласования с администрацией портов запрещается сооружение на подходах к портам (каналам) и на территории портов мостовых, кабельных и воздушных переходов, водозаборных и других объектов, а также сооружение радиосистем в зоне действия радионавигационных объектов.
18. К землям внутреннего водного транспорта относятся земли, занятые:
портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми техническими сооружениями и устройствами, обеспечивающими нужды внутреннего водного транспорта;
пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями;
берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
зданиями, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойноремонтными пунктами, складами, базами материально-технического снабжения, инженерными сетями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию внутреннего водного транспорта.
19. Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях, вне населенных пунктов выделяется в установленном порядке береговая полоса. Земли береговой полосы не изымаются у землепользователей, но устанавливаются особые условия пользования этими землями в соответствии с действующим законодательством.
Особые условия землепользования не устанавливаются на участках береговой полосы, занятых гидротехническими и мелиоративными сооружениями, строениями, садами, виноградниками и другими ценными насаждениями, пашней, на приусадебных участках, а также на участках, укрепленных специальными сооружениями и насаждениями, и в охранных зонах железных, автомобильных дорог и магистральных трубопроводов.
20. Исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов по согласованию с органами, регулирующими судоходство, выделяются по берегам судоходных путей пристанские участки общего пользования. Эти участки предназначаются для кратковременного причала судов и плотов, погрузки и выгрузки грузов.
Устройство и содержание этих пристанских участков возлагается на исполнительные комитеты указанных Советов народных депутатов.
21. К землям автомобильного транспорта (включая дорожное хозяйство) относятся земли, занятые:
а) автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями (земляное полотно, мосты, сигнальное оборудование, служебно-технические здания и т. Д.), водоотводными, защитными и другими искусственными сооружениями, площадками для стоянки и мойки подвижного состава, защитными лесонасаждениями, сооружениями на съездах и пересечениях дорог, производственными зданиями, сооружениями, базами, заводами, карьерами, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию дорожного хозяйства;
б) сооружениями и устройствами энергетического, гаражного и бензораздаточного хозяйств, автостанциями и автовокзалами, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими зданиями, станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями общего пользования, транспортно-экспедиционными предприятиями, авторемонтными заводами, базами, грузовыми дворами, контейнерными и перецепными площадками, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию автомобильного транспорта.
22. К землям воздушного транспорта относятся земли, занятые:
аэропортами, включая аэродромы, обособленные сооружения (объекты управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистные и другие сооружения), служебно-техническую территорию со всеми зданиями и сооружениями, обеспечивающими удовлетворение нужд воздушного транспорта;
вертолетными станциями, включая вертодромы, служебно-техническую территорию со всеми зданиями и сооружениями;
заводами гражданской авиации по ремонту авиационной техники, аэродромами, вертодромами, гидроаэродромами и другими площадками для эксплуатации воздушных судов;
жилыми, служебными, культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, имеющими специальное значение по обслуживанию воздушного транспорта.
23. С целью обеспечения безопасности взлета, посадки и других маневров воздушных судов устанавливаются охранные зоны. К ним относятся приаэродромные территории и входящие в них полосы воздушных подходов.
В указанных зонах без согласования с соответствующими органами Министерства гражданской авиации не допускается размещение зданий, сооружений, линий связи, высоковольтных линий электропередачи, радио- и светотехнических, взрывоопасных и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи нормальной работе радиотехнических средств аэродрома, аэропорта и радионавигационных устройств воздушных трасс СССР, а также размещение промышленных предприятий с выбросом дыма и газов, сооружений водного хозяйства и других объектов, ухудшающих видимость в районе аэродромов, аэропортов.