Недействующий

Устав внутреннего водного транспорта СССР (с изменениями на 28 апреля 1995 года) (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

Раздел X

Акты, претензии и иски

214. Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности пароходства, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров при перевозке по внутренним водным путям, удостоверяются составляемыми пароходством коммерческими актами или актами общей формы.

215. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

а) несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

б) повреждения или порчи груза или багажа;

в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза или багажа;

г) возвращения пароходству похищенного груза или багажа.

Недостачи и порча нефтегрузов устанавливаются актами сдачи-приема нефтепродуктов, составляемыми по форме, утвержденной Министерством речного флота и Министерством нефтяной промышленности СССР.

Акты общей формы составляются для удостоверения обстоятельств, не предусмотренных настоящей статьей.

Порядок составления актов и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются Правилами.

216. Пароходство обязано составить коммерческий акт, если оно само обнаружило указанные в статье 215 настоящего Устава обстоятельства или если наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза багажа.

Коммерческий акт подписывается начальником порта (пристани) или лицом, им уполномоченным, и лицами, участвовавшими в проверке груза, а также грузополучателем, если он участвовал в проверке груза или багажа.

При отсутствии грузополучателя коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами: начальником порта (пристани) или его заместителем, приемосдатчиком, начальником грузовой конторы или заведующим складом, а при отсутствии начальника грузовой конторы или заведующего складом на данной пристани - другим лицом, принимавшим участие в проверке груза или багажа.

217. Жалобы по вопросам обеспечения перевозок, поступившие от пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, начальник пароходства или начальник порта (пристани) обязан рассмотреть в пятидневный срок и письменно уведомить заявителя о результатах рассмотрения жалобы и о принятых мерах.

В случае несогласия с решением, принятым по жалобе, заявитель вправе обратиться в вышестоящие органы внутреннего водного транспорта, которые обязаны проверить жалобу и о принятых мерах уведомить заявителя не позднее месячного срока.

Контроль за правильным и своевременным рассмотрением начальниками пароходств и портов (пристаней) поступающих жалоб возлагается на вышестоящие органы внутреннего водного транспорта, которые обязаны систематически проверять положение дел с разбором жалоб, записи в книге жалоб и ответы на них и о результатах проверки делать отметки в книге жалоб.

Запись в книге жалоб не исключает необходимости предъявления претензии о возмещении ущерба, причиненного при перевозке, и об уплате штрафов.

218. Иски к пароходствам, вытекающие из перевозки и буксировки, могут предъявляться только в случае полного или частичного отказа пароходства удовлетворить претензию или после истечения срока, установленного для рассмотрения претензии.

219. Право на предъявление к пароходству претензий и исков имеют:

а) в случае полной утраты груза:

грузополучатель - при условии представления грузовой квитанции с отметкой на ней порта (пристани) назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции - документа об оплате стоимости груза и справки пароходства об отправке груза с отметкой порта (пристани) назначения о неприбытии груза;

грузоотправитель - при условии представления грузовой квитанции;

б) в случае частичной утраты, порчи или повреждения груза грузополучатель при условии представления накладной и коммерческого акта, выданного ему пароходством, или акта, указанного в статье 215 (для нефтеналивных грузов);

в) в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при условии представления накладной;

г) в случае задержки в выдаче груза - грузополучатель при условии представления накладной и акта;

д) в случае перебора провозных платежей - грузоотправитель или грузополучатель, в зависимости от того, кто представит накладную;

е) в случае утраты, порчи, повреждения или просрочки доставки багажа: при полной утрате - предъявитель багажной квитанции, во всех остальных случаях - предъявитель выданного пароходством акта о частичной утрате, порче, повреждении или просрочке доставки багажа.

Действие настоящей статьи распространяется и на претензии, вытекающие из буксировки.

220. Не допускается предъявление взаимных претензий грузоотправителей, грузополучателей и пароходств на сумму менее 2 рублей 50 коп. по каждой накладной.

Не допускается предъявление претензий о возмещении суммы недобора или перебора и об уплате штрафа за просрочку по тем грузовым перевозочным документам, по которым общая сумма причитающихся или взысканных платежей и сборов не превышает 10 рублей.