МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 1992 года N 94
Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу
и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе
с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих
расходов на себестоимость продукции (работ, услуг),
и порядок их применения
(с изменениями на 19 октября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 апреля 2000 года на основании
приказа Минфина России от 15 марта 2000 года N 26н
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом Минфина России от 29 апреля 1994 года N 56;
приказом Минфина России от 19 октября 1995 года N 115.
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли"*, Министерству финансов Российской Федерации поручено разработать и утвердить нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе, с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения.
Во исполнение указанного постановления Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.
1. Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в приложении 1 к настоящему письму.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов. Предприятиям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия.
2. Расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.; на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу; на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; на оформление витрин, выставок-продаж,комнат образцов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.
_________________
* Сообщено финансовым органам письмом Минфина России от 25 августа 1992 г. N 80.
Общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведеннным в приложении 2 к настоящему письму (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 1994 года письмом Минфина России от 29 апреля 1994 года N 56).
3. К расходам на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями относятся затраты, связанные с оплатой предприятиями в соответствии с договором за предоставление учебными заведениями в процессе подготовки специалистов услуг, не предусмотренных утвержденными учебными программами; за обучение кадров, не прошедших конкурсных экзаменов и принятых на обучение по договору; за переподготовку и повышение квалификации кадров.
Вышеуказанные затраты подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями.
При заключении договоров с профессиональными образовательными учреждениями на предоставление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров следует иметь в виду, что общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать двух процентов расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
4. Утратил силу - приказ Минфина России от 19 октября 1995 года N 115.
5. В бухгалтерском учете представительские расходы и плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями (в части, относящейся к отчетному периоду) отражаются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", а расходы на рекламу - по дебету счета 43 "Коммерческие расходы" в корреспонденции со счетами учета производимых расходов (10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом предприятия по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.).
Суммы произведенных представительских расходов, расходов на рекламу и подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и специального налога (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 1994 года письмом Минфина России от 29 апреля 1994 года N 56).
6. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 установленные настоящим письмом нормы и нормативы вводятся в действие с 1 июля 1992 г.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.В.ГОРБАЧЕВ
Заместитель начальника Управления
методологии бухгалтерского
учета и отчетности
А.С.БАКАЕВ
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
7 октября 1992 г.
Регистрационный N 71
Приложение 1
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 октября 1992 г. N 94
(в редакции, введенной в действие
с 1 января 1994 года
НОРМАТИВЫ
для исчисления предельных размеров
представительских расходов в год
+------------------------------------------------------------------+
¦Объем выручки от реализации продукции ¦Предельные размеры ¦
¦(работ, услуг) или иной показатель, ¦представительских ¦
¦используемый при определении финансового¦расходов, принимаемых при¦
¦результата, в год (включая налог на ¦налогообложении прибыли ¦
¦добавленную стоимость и специальный ¦ ¦
¦налог) ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+
До 2 млрд.руб. включительно 0,5 процента от объема
От 2 млрд.руб. до 50 млрд.руб. 10 млн.руб. + 0,1 процента
включительно с объема, превышающего
2 млрд.руб.
Свыше 50 млрд.руб. 58 млн.руб. + 0,02 процента
с объема, превышающего
50 млрд.руб.
Приложение 2
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 октября 1992 г. N 94
(в редакции, введенной в действие
с 1 января 1994 года
НОРМАТИВЫ
для исчисления предельных размеров
расходов на рекламу в год
+------------------------------------------------------------------+
¦Объем выручки от реализации продукции ¦Предельные размеры ¦
¦(работ, услуг) или иной показатель, ¦расходов на рекламу, ¦
¦используемый при определении финансового¦принимаемых при ¦
¦результата в год (включая налог на ¦налогообложении прибыли ¦
¦добавленную стоимость и специальный ¦ ¦
¦налог) ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+
До 2 млрд.руб. включительно 2 процента от объема
От 2 млрд.руб. до 50 млрд.руб. 40 млн.руб. + 1,0 процента
включительно с объема, превышающего
2 млрд.руб.
Свыше 50 млрд.руб. 520 млн.руб. + 0,5 процента
с объема, превышающего
50 млрд.руб.
Примечание. Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в 3 раза.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"