ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1992 года N 491
"О мониторинге земель"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 13 декабря 2002 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 28 ноября 2002 года N 846
____________________________________________________________________
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, предусматривающим ведение мониторинга земель, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге земель в Российской Федерации.
2. Установить, что мониторинг земель в Российской Федерации ведется Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю.
3. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и Министерству экологии природных ресурсов Российской Федерации с участием заинтересованных министерств разработать и до 1 сентября 1992 г. представить в Правительство Российской Федерации Государственную программу мониторинга земель на 1992-1995 годы, предусматривающую поэтапное введение мониторинга земель.
4. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и до 1 декабря 1992 г. утвердить порядок предоставления данных мониторинга земель заинтересованным юридическим и физическим лицам.
5. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Советам Министров республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований на основе материалов мониторинга земель обеспечить своевременное принятие мер по предупреждению и устранению последствий выявленных при наблюдении за состоянием земельного фонда негативных процессов.
Е.Гайдар
Положение
о мониторинге земель в Российской Федерации
1. В Российской Федерации ведется мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
3. Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
4. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:
мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
мониторинг земель населенных пунктов;
мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
мониторинг земель лесного фонда;
мониторинг земель водного фонда;
мониторинг земель запаса.
5. В зависимости от территориального охвата, осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинг земель.
Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации.
Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.
Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.
6. В соответствии с международными научно-техническими программами Российская Федерация может принимать участие в работах по глобальному мониторинг земель.
7. При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:
эволюционные (связанные с естественноисторическими процессами развития);
цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);
антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и др.).
8. Основными задачами мониторинга земель являются:
своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.
9. Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:
состояния землепользований, угодий, полей, участков;
процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболевание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;
состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
10. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.
Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
11. По результатам оценки, состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
12. Мониторинг земель ведется Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации (Роскомземом) и Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации (Минэкологии России) при участии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Комитета по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств.
Организация и координация деятельности указанных министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются Роскомземом и Минэкологии России.
13. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых: классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
14.Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в местных органах Роскомзема и в соответствующих государственных комитетах (комитетах) республик в составе Российской Федерации.
15. Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются:
дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.);
наземные съемки и наблюдения;
фондовые данные.
Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолетов - получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях.
Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.
Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.
16. В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель:
базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);
периодические (через год и более);
оперативные (фиксирующие текущие изменения).
17. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе Российской Федерации и Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.
18. По результатам оценки состояния комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатывают и по согласованию с соответствующими органами Минэкологии России направляют в Роскомзем предложения по мониторингу земель на определенный период.
Роскомзем и Минэкологии России с участием заинтересованных министерств и ведомств обобщают полученные предложения, разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации федеральную программу мониторинг земель на соответствующий период и ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняют поступивших предложений.
19. Базовый и периодический мониторинг земель ведется в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге соответствующими органами Роскомзема, государственными комитетами (комитетами) по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской Федерации, органами Минэкологии России и других заинтересованных министерств и ведомств.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базовых и периодического мониторинга.
Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
20. Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие органы исполнительной власти и Роскомзем согласованные с органами Минэкологии России доклады о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов направляют оперативные сводки.
21. Роскомзем и Минэкологии России обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в Правительство Российской Федерации Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации.
22. Предприятия, организации и учреждения, граждане, международные организации и иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.
23. Финансирование федеральной, республиканских, краевых, областных и окружных программ мониторинга земель осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю.