ЗАКОН
О чрезвычайном положении
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июня 2001 года на основании
Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ
____________________________________________________________________
Статья 1. Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с Конституцией РСФСР и настоящим Законом на всей либо на части территории РСФСР, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные настоящим Законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики.
Статья 2. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.
Статья 3. Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
Статья 4. Основаниями введения чрезвычайного положения, при соблюдении требований статьи 3 настоящего Закона, могут быть:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Статья 5. Чрезвычайное положение на всей территории РСФСР или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РСФСР с немедленным уведомлением Президиума Верховного Совета РСФСР или указом Президиума Верховного Совета РСФСР с немедленным уведомлением Президента РСФСР.
Чрезвычайное положение на всей либо на части территории РСФСР может быть введено также Президентом СССР с согласия Верховного Совета РСФСР.
Статья 6. В случае, если чрезвычайное положение вводится только на территории одной из республик, входящих в состав РСФСР, необходимо предварительное согласие Президиума Верховного Совета этой республики.
Введение чрезвычайного положения без согласия Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, допускается лишь с целью пресечения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием.
Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики, входящей в состав РСФСР, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено указом Президиума Верховного Совета этой республики с уведомлением Президента РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР и осуществляется в соответствии с положениями настоящего Закона.
Статья 7. До введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п."а" статьи 4 настоящего Закона, Президент РСФСР или Председатель Верховного Совета РСФСР, или Председатель Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, обязан обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимся инициаторами или участниками действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока.
В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций и учреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное положение.
Статья 8. Введение чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п."б" статьи 4 настоящего Закона, допускается только с согласия органов государственной власти пострадавшей территории, если они продолжают нормально функционировать.
Статья 9. В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения.
Статья 10. В указе о введении чрезвычайного положения должны быть указаны:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статей 3 и 4 настоящего Закона;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона;
в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан с соблюдением требований статей 26 и 27 настоящего Закона;
г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;
д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
е) время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.
Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу, за исключением случаев, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Статья 11. Указ о введении чрезвычайного положения в период работы сессии Верховного Совета РСФСР подлежит передаче на утверждение Верховного Совета РСФСР немедленно. Верховный Совет РСФСР рассматривает указ в срок, не превышающий 24 часов. В период между сессиями Верховного Совета РСФСР одновременно с решением о введении чрезвычайного положения Президиум Верховного Совета РСФСР принимает решение о созыве внеочередной сессии Верховного Совета РСФСР, на которой Верховный Совет рассматривает указ о введении чрезвычайного положения в срок, не превышающий 72 часов с момента его принятия. При объявлении через средства массовой информации о введении чрезвычайного положения народные депутаты - члены Верховного Совета РСФСР обязаны прибыть к месту заседаний Верховного Совета РСФСР в возможно короткие сроки без специального вызова.
Статья 12. Указ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный постановлением Верховного Совета РСФСР в порядке и сроки, установленные статьей 11 настоящего Закона, утрачивает силу, о чем население соответствующей территории оповещается через средства массовой информации.
При утверждении указа о введении чрезвычайного положения, даче согласия на введение чрезвычайного положения Президенту СССР и в период действия режима чрезвычайного положения Верховный Совет РСФСР или соответственно Верховный Совет республики, входящей в состав РСФСР, вправе изменить перечень и пределы чрезвычайных мер, предусмотренных указом о введении чрезвычайного положения, или принять решение об отмене чрезвычайного положения.
Статья 13. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РСФСР, не может превышать 30 дней, вводимого на части территории РСФСР, - не может превышать 60 дней.
По истечении этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок постановлением Верховного Совета РСФСР.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого указом Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, не может превышать 60 дней и продлевается постановлением Верховного Совета этой республики.
Статья 14. При введении чрезвычайного положения на всей территории РСФСР сессия Верховного Совета РСФСР продолжает свои заседания в течение всего срока действия чрезвычайного положения.
При введении чрезвычайного положения на части территории РСФСР Верховный Совет РСФСР вправе прервать внеочередную сессию.
Действие частей 1 и 2 настоящей статьи распространяется также на порядок работы Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, на всей или части территории которой указом Президиума Верховного Совета этой республики введено чрезвычайное положение.
Статья 15. На территории, где введено чрезвычайное положение, указом о введении чрезвычайного положения либо отдельным указом могут вводиться особые формы управления в соответствии с настоящим Законом.
Высшие органы государственной власти и управления РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение.
Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением прав и свобод, перечисленных в статье 27 настоящего Закона.
Статья 16. Органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РСФСР либо назначенному им или Президиумом Верховного Совета РСФСР органу.
В случае введения чрезвычайного положения указом Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, орган, указанный в части I настоящей статьи, назначается Президиумом Верховного Совета этой республики.
Статья 17. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти и управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы.
Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти и управления на территориях, где введено чрезвычайное положение.
Статья 18. В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п."а" статьи 4 настоящего Закона, постановлением Верховного Совета РСФСР министру внутренних дел РСФСР и председателю КГБ РСФСР может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Статья 19. Органы, указанные в статьях 16, 17 и 18 настоящего Закона, вправе издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
В случае создания специальных органов управления, предусмотренных статьями 17 и 18 настоящего Закона, полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительно-распорядительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении чрезвычайного положения.
Статья 20. Все государственные органы, предприятия, учреждения, общественные организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку государственным органам РСФСР и входящих в состав РСФСР республик, осуществляющим особое управление на соответствующей территории, и выполнять их обязательные распоряжения и приказы.
Невыполнение распоряжений и приказов влечет ответственность, установленную статьями 30 и 31 настоящего Закона.
Статья 21. Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение.
По предложению министра внутренних дел РСФСР или председателя КГБ РСФСР Президент РСФСР обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств органов МВД и КГБ.
В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения по основаниям, установленным п."б" статьи 4 настоящего Закона, Президент РСФСР по поручению Верховного Совета РСФСР принимает меры по привлечению Вооруженных Сил, находящихся в подчинении органов Союза ССР. Списки личного состава подразделений и формирований, принимавших непосредственное участие в устранении обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, хранятся в архивах Комитета Совета Министров РСФСР по чрезвычайным ситуациям.
Статья 22. В соответствии с п."в" статьи 10 настоящего Закона указом о введении чрезвычайного положения либо отдельным указом органа, принявшего решение о введении чрезвычайного положения, устанавливаются перечень и пределы чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, включая исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан.
На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:
а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;
г) запрещение забастовок;
д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
Статья 23. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п."а" статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры:
а) комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;
в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;
г) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
д) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
е) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.
Статья 24. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п."б" статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к мерам, перечисленным в статье 22, могут применяться следующие меры:
а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;
б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;
в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;
г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;
е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
Статья 25. Меры, указанные в статьях 23 и 24, могут применяться только в условиях чрезвычайного положения.