РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Критерии оценки безопасности информационных технологий
Часть 3. Требования доверия к безопасности
Эта часть ОК определяет требования доверия к безопасности и включает в себя оценочные уровни доверия (ОУД), определяющие шкалу для измерения доверия, собственно компоненты доверия, из которых составлены уровни доверия, и критерии для оценки ПЗ и ЗБ.
Часть 3 ОК состоит из следующих разделов:
1 - введение и парадигма;
2 - структура представления классов, семейств и компонентов доверия, оценочных уровней доверия и их взаимосвязь, а также краткая характеристика классов и семейств доверия, представленных в разделах 8-14;
3-5 - краткое введение в критерии оценки ПЗ и ЗБ, сопровождаемое детализированными объяснениями семейств и компонентов, которые применяют для этих оценок;
6 - детализированные определения оценочных уровней доверия;
7 - краткое введение в классы доверия;
8-14 - детализированные определения классов доверия;
15-16 - краткое введение в критерии оценки поддержки доверия с детализированными определениями применяемых семейств и компонентов.
Приложение A содержит сводку зависимостей между компонентами доверия.
Приложение Б содержит перекрестные ссылки между ОУД и компонентами доверия.
Цель данного подраздела состоит в изложении основных принципов и подходов к установлению доверия к безопасности. Данный подраздел позволит читателю понять логику построения требований доверия в ОК.
1.2.1 Основные принципы ОК
Основные принципы ОК состоят в том, что следует четко сформулировать угрозы безопасности и положения политики безопасности организации, а достаточность предложенных мер безопасности должна быть продемонстрирована.
Более того, следует предпринять меры по уменьшению вероятности наличия уязвимостей, возможности их проявления (т.е. преднамеренного использования или непреднамеренной активизации), а также степени ущерба, который может явиться следствием проявления уязвимостей. Дополнительно следует предпринять меры для облегчения последующей идентификации уязвимостей, а также по их устранению, ослаблению и/или оповещению об их использовании или активизации.
1.2.2 Подход к доверию
Основная концепция ОК - обеспечение доверия, основанное на оценке (активном исследовании) продукта или системы ИТ, которым предполагается доверять. Оценка была традиционным способом обеспечения доверия и являлась основой предшествующих критериев оценки. Для согласования с существующими подходами в ОК принят тот же самый основной принцип. ОК предполагают, что проверку правильности документации и разработанного продукта или системы ИТ будут проводить опытные оценщики, уделяя особое внимание области, глубине и строгости оценки.
ОК не отрицают и при этом не комментируют относительные достоинства других способов получения доверия. Продолжаются исследования альтернативных путей достижения доверия. Если в результате этих исследований будут выявлены другие отработанные альтернативные подходы, то они могут в дальнейшем быть включены в ОК, которые структурно организованы так, что предусматривают такую возможность.
1.2.2.1 Значимость уязвимостей
Предполагается, что имеются нарушители, которые будут пытаться активно использовать возможности нарушения политики безопасности как для получения незаконной выгоды, так и для незлонамеренных, но, тем не менее, опасных действий. Нарушители могут также случайно активизировать уязвимости безопасности, нанося вред организации. При необходимости обрабатывать чувствительную информацию и отсутствии в достаточной степени доверенных продуктов или систем имеется значительный риск из-за отказов ИТ. Поэтому нарушения безопасности ИТ могут вызвать значительные потери.
Нарушения безопасности ИТ возникают вследствие преднамеренного использования или случайной активизации уязвимостей при применении ИТ по назначению.
Следует предпринять ряд шагов для предотвращения уязвимостей, возникающих в продуктах и системах ИТ. По возможности уязвимости должны быть:
а) устранены, т.е. следует предпринять активные действия для выявления, а затем удаления или нейтрализации всех уязвимостей, которые могут проявиться;
б) минимизированы, т.е. следует предпринять активные действия для уменьшения до допустимого остаточного уровня возможного ущерба от любого проявления уязвимостей;
в) отслежены, т.е. следует предпринять активные действия для обнаружения любой попытки использовать оставшиеся уязвимости с тем, чтобы ограничить ущерб.
1.2.2.2 Причины уязвимостей
Уязвимости могут возникать из-за недостатков:
а) требований, т.е. продукт или система ИТ могут обладать требуемыми от них функциями и свойствами, но все же содержать уязвимости, которые делают их непригодными или неэффективными в части безопасности;
б) проектирования, т.е. продукт или система ИТ не отвечают спецификации, и/или уязвимости являются следствием некачественных стандартов проектирования или неправильных проектных решений;
в) эксплуатации, т.е. продукт или система ИТ разработаны в полном соответствии с корректными спецификациями, но уязвимости возникают как результат неадекватного управления при эксплуатации.
1.2.2.3 Доверие в ОК
Доверие - основа для уверенности в том, что продукт или система ИТ отвечают целям безопасности. Доверие могло бы быть получено путем обращения к таким источникам, как бездоказательное утверждение, предшествующий аналогичный опыт или специфический опыт. Однако ОК обеспечивают доверие с использованием активного исследования. Активное исследование - это оценка продукта или системы ИТ для определения его свойств безопасности.
1.2.2.4 Доверие через оценку
Оценка является традиционным способом достижения доверия, и она положена в основу ОК. Методы оценки могут, в частности, включать в себя:
а) анализ и проверку процессов и процедур;
б) проверку, что процессы и процедуры действительно применяются;
в) анализ соответствия между представлениями проекта ОО;
г) анализ соответствия каждого представления проекта ОО требованиям;
д) верификацию доказательств;
е) анализ руководств;
ж) анализ разработанных функциональных тестов и полученных результатов;
и) независимое функциональное тестирование;
к) анализ уязвимостей, включающий предположения о недостатках;
л) тестирование проникновения.
1.2.3 Шкала оценки доверия в ОК
Основные принципы ОК содержат утверждение, что большее доверие является результатом приложения больших усилий при оценке, и что цель состоит в применении минимальных усилий, требуемых для обеспечения необходимого уровня доверия. Повышение уровня усилий может быть основано на:
а) области охвата, т.е. увеличении рассматриваемой части продукта или системы ИТ;
б) глубине, т.е. детализации рассматриваемых проектных материалов и реализации;
в) строгости, т.е. применении более структурированного и формального подхода.
Следующие подразделы описывают конструкции, используемые в представлении классов, семейств и компонентов доверия, оценочных уровней доверия (ОУД), и их взаимосвязь.
На рисунке 2.1 показаны требования доверия, определенные в части 3 ОК. Наиболее общую совокупность требований доверия называют классом. Каждый класс содержит семейства доверия, которые разделены на компоненты доверия, содержащие, в свою очередь, элементы доверия. Классы и семейства используют для обеспечения таксономии классифицируемых требований доверия, в то время как компоненты применяют непосредственно для спецификации требований доверия в ПЗ/ЗБ.
2.1.1 Структура класса
Рисунок 2.1 иллюстрирует структуру класса доверия.
2.1.1.1 Имя класса
Каждому классу доверия присвоено уникальное имя. Имя указывает на тематические разделы, на которые распространяется данный класс доверия.
Представлена также уникальная краткая форма имени класса доверия. Она является основным средством для ссылки на класс доверия. Принятое условное обозначение включает в себя букву "A", за которой следуют еще две буквы латинского алфавита, относящиеся к имени класса.
2.1.1.2 Представление класса
Каждый класс доверия имеет вводный подраздел, в котором описаны состав и назначение класса.
2.1.1.3 Семейства доверия
Каждый класс доверия содержит, по меньшей мере, одно семейство доверия. Структура семейств доверия описана в следующем пункте.
Рисунок 2.1 - Иерархическая структура представления требований доверия: класс-семейство-компонент-элемент
2.1.2 Структура семейства доверия
Рисунок 2.1 иллюстрирует структуру семейства доверия.
2.1.2.1 Имя семейства
Каждому семейству доверия присвоено уникальное имя. Имя содержит описательную информацию по тематическим разделам, на которые распространяется данное семейство доверия. Каждое семейство доверия размещено в пределах класса доверия, который содержит другие семейства той же направленности.
Представлена также уникальная краткая форма имени семейства доверия. Она является основным средством для ссылки на семейство доверия. Принятое условное обозначение включает в себя краткую форму имени класса и символ подчеркивания, за которым следуют три буквы латинского алфавита, относящиеся к имени семейства.
2.1.2.2 Цели
Подраздел целей семейства доверия представляет назначение семейства доверия.
В нем описаны цели, для достижения которых предназначено семейство, особенно связанные с парадигмой доверия ОК. Описание целей для семейства доверия представлено в общем виде. Любые конкретные подробности, требуемые для достижения целей, включены в конкретный компонент доверия.
2.1.2.3 Ранжирование компонентов
Каждое семейство доверия содержит один или несколько компонентов доверия. Этот подраздел семейства доверия содержит описание имеющихся компонентов и объяснение их разграничения. Его основная цель состоит в указании различий между компонентами при принятии решения о том, что семейство является необходимой или полезной частью требований доверия для ПЗ/ЗБ.
В семействах доверия, содержащих более одного компонента, выполнено ранжирование компонентов и приведено его обоснование. Это обоснование сформулировано в терминах области применения, глубины и/или строгости.
2.1.2.4 Замечания по применению
Необязательный подраздел замечаний по применению семейства доверия содержит дополнительную информацию о семействе. Эта информация предназначена непосредственно для пользователей семейства доверия (например, разработчиков ПЗ и ЗБ, проектировщиков ОО, оценщиков). Представление неформально и включает в себя, например, предупреждения об ограничениях использования или областях, требующих особого внимания.
2.1.2.5 Компоненты доверия
Каждое семейство содержит хотя бы один компонент доверия. Структура компонентов доверия представлена в следующем пункте.
2.1.3 Структура компонента доверия
Рисунок 2.2 иллюстрирует структуру компонента доверия.
Рисунок 2.2 - Структура компонента доверия