ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 27 января 2011 года N 65/3

     

Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год

(с изменениями на 19 октября 2011 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 20 июля 2011 года N 733/27 (Ежедневные новости. Подмосковье, N 144, 10.08.2011, Ежедневные новости. Подмосковье, N 146, 12.08.2011, Ежедневные новости. Подмосковье, N 147, 13.08.2011);

постановлением Правительства Московской области от 19 октября 2011 года N 1199/42 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 205, 03.11.2011).

____________________________________________________________________



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1143) Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год (далее - Программа).

2. Определить центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации Программы, Комитет по труду и занятости населения Московской области.

3. Министерству по делам печати и информации Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье"

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Егерева В.А.

Губернатор
Московской области
 Б.В.Громов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Московской области
от 27 января 2011 года N 65/3

ПРОГРАММА
дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год

(с изменениями на 19 октября 2011 года)

     

     

ПАСПОРТ
программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год


Наименование Программы

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год.

Наименование уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области

Комитет по труду и занятости населения Московской области.

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации",

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1143).

Срок реализации Программы

2011 год.

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению напряженности на рынке труда Московской области, негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников.

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда.

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест для незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников образовательных учреждений.

4. Развитие и поддержка самозанятости безработных граждан.

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами.

2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

4. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

5. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

6. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2011 году - 91360,0 тыс.руб., в том числе:

субсидия федерального бюджета - 86792,0 тыс.руб.;

средства бюджета Московской области - 4568,0 тыс.руб.

Целевые показатели Программы

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на конец 2011 года не выше 1,0 процента, коэффициент напряженности на рынке труда не более 0,9.

Результаты реализации Программы

Опережающее профессиональное обучение не менее 700 работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами.

Опережающее профессиональное обучение и стажировка не менее 100 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации не менее 650 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

Организация стажировки не менее 355 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - не менее 210 человек.

Обеспечение самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан - 700 человек.

(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 20 июля 2011 года N 733/27, - см. предыдущую редакцию)

     

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Московская область является одним из крупнейших по численности населения регионов России. Численность постоянного населения области на 01.01.2010 составляла 6752,7 тыс.человек, из них 80,9 процента - городское население. Численность населения в трудоспособном возрасте - 4210,0 тыс.человек.

В течение 2010 года продолжался рост основных показателей экономического развития Московской области. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Московской области (далее - Мособлстат), за январь - октябрь 2010 года оборот организаций по всем видам экономической деятельности составил 4675,8 млрд.рублей, или 120,9 процента к соответствующему периоду 2009 года, индекс промышленного производства - 113,9 процента к соответствующему периоду 2009 года.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил: по добыче полезных ископаемых - 7,2 млрд.рублей, или 88,1 процента к соответствующему периоду прошлого года; по обрабатывающим производствам - 958,8 млрд.рублей (117,4 процента); по производству и распределению электроэнергии, газа и воды -146,5 млрд.рублей (117,6 процента).

Среднемесячная начисленная заработная плата работников за январь-сентябрь 2010 года по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек, составила 26818,1 рублей (109,3 процента к соответствующему периоду 2009 года).

Стабилизация и укрепление в 2010 году финансово-экономического положения предприятий Московской области положительным образом отразились на социально-трудовой сфере.

Значительно сократились масштабы массовых увольнений и объемы использования режима неполной занятости. Количество организаций, уведомивших о планируемых массовых увольнениях работников, сократилось с 344 в январе-ноябре 2009 года до 177 в январе-ноябре 2010 года, или в 2 раза. При этом численность намеченных к увольнению работников уменьшилась еще значительней: с 24,8 тыс.человек до 11,1 тыс.человек, или в 2,2 раза. За 11 месяцев текущего года было высвобождено в массовом порядке 5,8 тысячи человек, тогда как за аналогичный период 2009 года было уволено в массовом порядке почти в 3 раза больше - около 16 тысяч человек.

Если год назад на 439 предприятиях работали неполное рабочее время, находились в простое по вине работодателя или в вынужденных отпусках по инициативе администрации 36,5 тыс.человек, то к 1 декабря 2010 года этот показатель снизился до 14,2 тыс.человек на 270 предприятиях Подмосковья, из них 12,8 тыс.человек работают неполное время, 1,1 тыс.человек - человек находятся в простое по вине работодателя, 390 человек - в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя.

Растущий спрос на рабочую силу отразился на областном банке вакансий. За прошедший с начала года период число заявленных работодателями в органы службы занятости вакансий увеличилось в 1,4 раза: с 36 тыс. до 49 тыс. единиц.

Растет экономическая активность населения, увеличивается численность занятых граждан. Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям в октябре 2010 года по данным Мособлстата увеличилась по сравнению с декабрем 2009 года на 0,4 процента и составила 1558,8 тыс.человек. Невысокие темпы роста связаны, в первую очередь, с тем, что ввод в действие в текущем году современных высокотехнологичных предприятий сопровождался созданием незначительного числа новых рабочих мест.

Численность экономически активного населения (по данным обследования населения по проблемам занятости) в сентябре-ноябре 2010 года увеличилась по сравнению с началом года на 1,7 процента и составила 3813,0 тыс.человек. В численности экономически активного населения 3684,8 тыс.человек классифицировались как занятые граждане и 128,2 тыс.человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ). Год назад численность безработных составляла 172,6 тыс.человек, таким образом, за год уровень общей безработицы снизился с 4,6 процента до 3,4 процента.

В областную службу занятости за содействием в трудоустройстве в январе-ноябре 2010 года обратилось 144,8 тыс.человек, что на 36,4 процента меньше, чем год назад, а безработными признано 71,3 тыс.человек, или 61,4 процента к аналогичному показателю 2009 года. Численность безработных по сравнению с началом 2010 года уменьшилась на 24,5 тыс.человек и на 1 декабря составляет 35,0 тыс.человек.

Московская область относится к числу немногих субъектов Российской Федерации, в которых снижение численности безработных в текущем году шло с самых первых дней. По темпам снижения регистрируемой безработицы к началу года Московская область занимает I место среди субъектов Центрального федерального округа (ЦФО). Если в целом по России безработица уменьшилась на 29 процентов, в среднем по ЦФО - на 31 процент, то в Московской области - на 41 процент.

Уровень регистрируемой безработицы в Московской области снизился с начала года с 1,59 процента до 0,93 процента от численности экономически активного населения, или на 0,66 процентных пункта. В среднем по ЦФО уровень безработицы составляет 1,22 процента, а в целом по России - 2,0 процента.

Наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы сохраняется в Лотошинском (6,6 процента), Шаховском (4,3 процента), Зарайском (4,2 процента), Озерском (2,4 процента) муниципальных районах и городском округе Рошаль (2,2 процента).

Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию) снизилась с начала года с 1,9 до 0,92. Соответственно, показатель нагрузки безработных на одну вакансию уменьшился с 1,65 до 0,78.

В настоящее время под угрозой высвобождения находятся 5,1 тыс.человек, из них 1,9 тыс.человек - из организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе 1,0 тыс.человек - из федеральной налоговой службы. В ближайшие месяцы наиболее значимое сокращение численности работников намечено работодателями в Красногорском муниципальном районе (895 человек), Сергиево-Посадском муниципальном районе (653 человека), Щелковском муниципальном районе (526 человек), Ногинском муниципальном районе (518 человек), Ступинском муниципальном районе (313 человек), Орехово-Зуевском муниципальном районе (265 человек), Клинском муниципальном районе (213 человек), Одинцовском муниципальном районе (209 человек), Каширском муниципальном районе (201 человек).

В целях снижения напряженности на рынке труда, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на трудоустройство на свободные рабочие места Правительством Московской области проводится работа по оптимизации миграционных процессов, сокращению объемов привлечения иностранной рабочей силы на территорию Московской области. В 2009 году в Московской области была установлена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 116351 единицы, в 2010 году - 108529 единиц, а в 2011 году - 108066 единиц.

Реализация ведомственной целевой программы Московской области "Содействие занятости населения Московской области на 2011 год", утвержденной распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 24.12.2010 N 33-р, позволит в 2011 году обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 10,2 тыс. безработных граждан, а также создать или сохранить 7,9 тыс. временных рабочих мест, в том числе при организации общественных работ.

Однако в условиях постепенной стабилизации ситуации в социально-экономической сфере в посткризисный период этих мер недостаточно, так как, по-прежнему, из организаций Московской области высвобождается значительное число работников. В связи с этим возникает необходимость в разработке программы дополнительных мероприятий.

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1143).

Представленные в Программе цели и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда Московской области, сложившейся в 2010 году, и прогнозных оценок на 2011 год.

Реализация программных мероприятий позволит смягчить ситуацию на региональном рынке труда и, в частности, решить проблему сохранения кадрового потенциала организаций, планирующих или проводящих увольнение работников в массовом порядке, повысить конкурентоспособность граждан на рынке труда.

2. Ситуация в монопрофильных населенных пунктах на территории Московской области


Ситуация на рынке труда населенных пунктов, входящих в Перечень монопрофильных населенных пунктов Российской Федерации, в целом достаточно благополучная - уровень регистрируемой безработицы колеблется от 0,2 процента до 0,7 процента. Лишь в отдельных населенных пунктах этот показатель превышает средний по Московской области (0,93 процента). На предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территориях этих населенных пунктов, в настоящее время нет задолженности по заработной плате.

3. Система мероприятий Программы


Система мероприятий Программы приведена в приложении N 1 к Программе и предусматривает следующие основные направления:

1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами (приложения N 2 и N 3 к Программе).

2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства (приложение N 4 к Программе).

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности (приложение N 5 к Программе).

4. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (приложение N 6 к Программе).

5. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (приложение N 7 к Программе).

6. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (приложение N 8 к Программе).

4. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль хода ее выполнения

1. Комитет по труду и занятости населения Московской области (далее - Комитет) осуществляет управление реализацией Программы и координацию действий ее исполнителей.

Контроль за реализацией Программы, обеспечением целевого и эффективного использования соответствующих финансовых средств осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Московской области.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств субсидии, перечисленной бюджету Московской области из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, а также за счет средств, предусмотренных в бюджете Московской области на 2011 год на соответствующие цели.

2. Средства направляются на финансирование следующих мероприятий Программы:

а) опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами (далее соответственно - опережающее профессиональное обучение, стажировка);

б) опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства (далее соответственно - опережающее профессиональное обучение женщин, стажировка женщин);

в) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

г) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (далее - стажировка выпускников);

д) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

е) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Ответственность за целевое использование предоставленных субсидий на реализацию мероприятий Программы несут юридические и физические лица, с которыми государственные учреждения Московской области центры занятости населения (далее - центры занятости, ЦЗН) заключают соответствующие договоры.

При обнаружении нецелевого использования предоставленной субсидии осуществляется ее возврат в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в бюджет Московской области в полном объеме независимо от суммы средств, использованных не по назначению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»