Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 

ЗАКОН

 РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 14 апреля 2010 года N 820-З N 537-IV


Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

(в редакции Законов Республики Саха (Якутия) от 18.12.2015 1568-З N 693-V, от 20.12.2017 1951-З N 1461-V, от 30.01.2019 2099-З N 109-VI, от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 14.04.2010 З N 538-IV



Настоящий Закон регулирует отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.


(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI, от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)



Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


1) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса;


2) исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую деятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни;


3) традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;


4) социально-культурная ситуация - многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности;


5) этнологический мониторинг - комплексная система изучения и анализа изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности, оценка и прогноз влияния этих изменений на развитие этноса;


6) намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на исконную среду обитания малочисленных народов и социально-культурную ситуацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, за исключением работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному) в пределах геологических отводов на срок действия соответствующей лицензии, но не более 5 лет, осуществляемых в соответствии с абзацем пятым статьи 7 и пунктом 9 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах".


(п. 6 в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)



Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе


Законодательство Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).



Статья 3. Задачи этнологической экспертизы


Задачами этнологической экспертизы являются:


1) проведение экспертизы нормативных правовых актов, материалов и другой документации по осуществлению намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов;


(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


2) осуществление этнологического мониторинга;


3) предупреждение возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса;


4) подготовка заключения о влиянии изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса;


5) определение размеров компенсации убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов;


(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


6) разработка предложений и рекомендаций, направленных на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;


(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)


7) осуществление контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.



Статья 4. Принципы этнологической экспертизы


Этнологическая экспертиза основывается на следующих принципах:


1) предотвращение потенциальной опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности;


2) обязательность проведения этнологической экспертизы до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов;


(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


3) комплексность оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов намечаемой хозяйственной и иной деятельности и его последствий;


4) достоверность и полнота информации, представляемой на этнологическую экспертизу;


5) независимость экспертов этнологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области этнологической экспертизы;


6) научная обоснованность, объективность и законность заключений этнологической экспертизы;


7) гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;


8) ответственность участников этнологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество этнологической экспертизы.



Статья 5. Порядок проведения этнологической экспертизы


1. Организация проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, находящихся в зоне влияния намечаемой хозяйственной и иной деятельности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы. Порядок проведения этнологической экспертизы устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).


(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 18.12.2015 1568-З N 693-V, от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


2. Малочисленные народы и их объединения имеют право делегировать представителей в экспертную комиссию этнологической экспертизы, а также участвовать в проведении этнологической экспертизы при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов.


(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


3. Заказчиком этнологической экспертизы (далее - заказчик) выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов.


(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 18.12.2015 1568-З N 693-V, от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


3.1. При осуществлении полномочий Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы с заказчика взимается сбор, размер которого рассчитывается посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).


Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении размера сбора на основании информации о рыночных ценах идентичных услуг или при их отсутствии однородных услуг.


При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий оказания услуг.


При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен услуг с учетом различий коммерческих и (или) финансовых условий оказания услуг.


(часть 3.1 в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 24.12.2020 2299-З N 509-VI)


3.2. Порядок уплаты заказчиком сбора, указанного в части 3.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).


(часть 3.2 введена Законом Республики Саха (Якутия) от 18.12.2015 1568-З N 693-V)


4. Этнологическая экспертиза проводится при условии предварительной уплаты заказчиком сбора, указанного в части 3.1 настоящей статьи.


(часть 4 в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 18.12.2015 1568-З N 693-V)


5. Разработка и утверждение методики определения размеров компенсации убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, осуществляются Правительством Республики Саха (Якутия).