ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 14 апреля 2010 года 809-З N 533-IV
О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об образовании"
Статья 1
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РС(Я) от 15.12.2014 1401-З N 359-V, вступившего в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в "Ил Тумэн", "Якутских ведомостях" - 30.12.2014). Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с исчислением срока вступления документа в силу. Подробнее см. Справочную информацию.
____________________________________________________________________
Внести в Закон Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года З N 59-I "Об образовании" следующие изменения:
1) статьи 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере образования в Республике Саха (Якутия)
1. Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере образования в Республике Саха (Якутия) является приоритетным направлением.
2. Реализация государственной политики в сфере образования в Республике Саха (Якутия) осуществляется через деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий.
3. Организационной основой деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по реализации государственной политики в сфере образования является республиканская (государственная) программа развития образования, утверждаемая Президентом Республики Саха (Якутия).
Доклад о ходе реализации республиканской (государственной) программы развития образования ежегодно представляется Правительством Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
4. В образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.
5. Республика Саха (Якутия) вне пределов ведения федеральных органов государственной власти и их полномочий осуществляет собственное правовое регулирование в области образования.
Статья 2. Принципы правового регулирования отношений в сфере образования в Республике Саха (Якутия)
Правовое регулирование отношений в сфере образования в Республике Саха (Якутия) основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального и республиканского культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) обязательность образования в объеме программы среднего (полного) общего образования (1-11 классы);
7) непрерывность образования и преемственность его ступеней, разнообразие образовательных программ;
8) научный характер образования;
9) связь обучения и воспитания с жизнью;
10) бесплатность основных видов образования;
11) свобода выбора языка обучения;
12) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.";
2) в статье 5:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.";
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании") образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые в соответствии Законом Российской Федерации "Об образовании".";
3) статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Реализация принципа учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в образовательных программах учебных учреждений в Республике Саха (Якутия)
1. Реализация принципа учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей осуществляется:
1) через участие в разработке примерных основных образовательных программ с учетом уровня их направленности в части региональных, национальных и этнокультурных особенностей;
2) через республиканские требования, вводимые в пределах полномочий республики по примерным учебным программам соответствующих предметов и курсов на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
2. В Республике Саха (Якутия) действуют национально-региональные компоненты (составляющие) образовательных программ, в которых имеются и учитываются региональные, национальные и этнокультурные особенности.
3. Республиканские требования, вводимые в пределах полномочий республики по примерным учебным программам соответствующих предметов и курсов на основе федеральных государственных образовательных стандартов, включают в себя:
1) требования к соотношению вариативной части учебных планов основных образовательных программ государственного заказа и общественного образовательного запроса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ по родным (нерусским) языкам и литературе, национальным культурам народов Республики Саха (Якутия), предметам познания окружающего мира и этнокультурной направленности, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения соответствующих основных и дополнительных образовательных программ.
4. Республиканские требования в части национально-регионального компонента (составляющего) образовательных программ, в том числе учебных планов образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия), являются основой для объективной оценки уровня освоения учащимися и выпускниками примерных учебных программ и курсов по родным (нерусским) языкам и литературе, национальным культурам народов Республики Саха (Якутия), предметам познания окружающего мира и этнокультурной направленности, трудового, физического воспитания, подготовки к жизни.
5. Уполномоченный в области образования орган государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) вводит республиканские стандарты и требования, в том числе:
1) республиканские стандарты, определяющие содержание учебных программ по языку саха как государственному языку Республики Саха (Якутия);
2) базовый уровень регионального компонента (составляющего) примерных учебных программ по предметам и курсам познания окружающего мира, национально-регионального компонента трудового, физического воспитания, подготовки к жизни, предметов национальной культуры народов Республики Саха (Якутия);
3) республиканские требования к уровню освоения учащимися и выпускниками учебных программ по указанным предметам и курсам.
6. Республиканские требования в отношении национально-регионального компонента (составляющего) соответствующих образовательных программ разрабатываются не реже одного раза в десять лет.
7. Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, включающими действующие в Республике Саха (Якутия) национально-региональные компоненты, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.";
4) часть 6 статьи 9 и часть 4 статьи 10 признать утратившими силу;
5) часть 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, а также с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей и республиканских требований.";
6) часть 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"4. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной аттестацией обучающихся.";
7) часть 2 статьи 16 признать утратившей силу;
8) в статье 17:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.";
б) часть 3 признать утратившей силу;
9) часть 3 статьи 18 изложить в следующей редакции:
"3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.";
10) часть 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.";
11) части 5 и 6 статьи 24 изложить в следующей редакции:
"5. В Республике Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации действуют следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;
6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;
7) послевузовское профессиональное образование.
6. Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении. Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.";
12) часть 4 статьи 25 дополнить словами ", если иное не предусмотрено федеральными законами";
13) статью 27 признать утратившей силу;
14) часть 4 статьи 28 изложить в следующей редакции:
"4. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников по образовательным программам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющими управление в сфере образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.";
15) пункт 6 части 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
"6) разработка и утверждение учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);";
16) в статье 33:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям, созданным религиозными организациями (объединениями), выдаются по представлениям таких религиозных организаций (объединений), а в случае, если такие религиозные организации (объединения) входят в структуры централизованных религиозных организаций (объединений), по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций (объединений).";