Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2009 года N 554

Об утверждении краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году"

Документ утратил силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 10 марта 2011 года N 109 "О некоторых актах Администрации края".

{ Изменения:
1. Постановление Администрации Алтайского края от 8 февраля 2010 года N 41;
2. Постановление Администрации Алтайского края от 27 июля 2010 года N 332;
3. Постановление Администрации Алтайского края от 18 августа 2010 года N 363;
4. Постановление Администрации Алтайского края от 22 ноября 2010 года N 521;
5. Постановление Администрации Алтайского края от 21 декабря 2010 года N 565.
}

{ Новая редакция с изменениями от 21 декабря 2010 года. }

В целях обеспечения занятости населения, снижения напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить краевую целевую программу "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

{ Пункт 2 изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 22 ноября 2010 года N 521. }

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 29.12.2009 N 554

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2010 ГОДУ"

ПАСПОРТ краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году"


Наименование
 Программы

Краевая целевая программа "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году" (далее - Программа)

Основание для разработки
 Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Наименование уполномоченного
 органа исполнительной власти

управление Алтайского края по труду и занятости населения

Цель Программы

снижение напряженности на рынке труда Алтайского края

Задачи Программы

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;

 стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

 адаптация выпускников профессиональных образовательных учреждений на рынке труда;

 профессиональная реабилитация инвалидов;

 развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 повышение территориальной трудовой мобильности населения края

Целевой показатель
 Программы

сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения края в среднем за период не выше 4,0 %, напряженности на рынке труда не более 6,8 человека на 1 вакансию

Сроки реализации
 Программы

2010 год

Основные мероприятия
 Программы

опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников);

 организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу ;

 стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

 содействие трудоустройству инвалидов;

 содействие  самозанятости  безработных  граждан  и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан ;

 оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

Исполнители основных
 мероприятий Программы

органы исполнительной власти Алтайского края;

 органы местного самоуправления;

 краевые государственные учреждения центры занятости населения;

 работодатели

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

субсидия из федерального бюджета - 747,9 млн. рублей ;

 краевой бюджет - 39,4 млн. рублей;

 всего расходов - 787,3 млн. рублей
 { раздел изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 18 августа 2010 года N 363 }

Ожидаемые результаты
 реализации Программы

сохранение занятости 3,0 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения,  после  прохождения  профессиональной подготовки;

 создание  и  сохранение  рабочих  мест  для временного трудоустройства 20,4  тыс.  работников,  находящихся  под угрозой  увольнения,  а  также  граждан,  признанных  в установленном порядке  безработными,  и  граждан,  ищущих работу;

 стажировка  1,2  тыс.  выпускников  учреждений профессионального образования в  целях  приобретения  ими опыта работы;

 содействие трудоустройству 200 инвалидов;

 содействие самозанятости 2,3 тыс. безработных  граждан  и стимулирование  создания  безработными  гражданами,  открывшими  собственное  дело,  дополнительных  3,1  тыс. рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

 оказание адресной поддержки 211 гражданам, переезжающим в другую местность в целях трудоустройства";

 { раздел изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 21 декабря 2010 года N 565 }

Контроль за реализацией
 Программы

Администрация Алтайского края

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В 2009 году на рынке труда Алтайского края сохранились негативные тенденции, начавшиеся в октябре 2008 года, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. Продолжилось сокращение инвестиций в основной капитал, объемов выпуска промышленной продукции, перевозок транспортом предприятий всех видов экономической деятельности, грузооборота, внешнеторгового оборота, оборота розничной торговли, снижение реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения края.

Индекс промышленного производства за январь - сентябрь 2009 года составил 88,2%, к концу 2009 года он оценивается на уровне 91,5%, в том числе в обрабатывающих производствах - 90,6%.

Инвестиции в основной капитал за I полугодие 2009 года сократились по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 17,7%. Значительное снижение зафиксировано по крупным и средним предприятиям на 22,3%.

В январе - августе 2009 года более чем в 2 раза снизились темпы роста заработной платы по сравнению с аналогичным периодом 2008 года - 10,5% и 28,8% соответственно. Ее средний размер составил 10,3 тыс. рублей и является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа. Среднедушевые денежные доходы жителей края в январе - сентябре 2009 года составили к соответствующему периоду прошлого года 90,3%.

Величина прожиточного минимума по итогам III квартала составила 5061 рубль (за III квартал 2008 года - 4302 рубля).

Оборот розничной торговли в январе - сентябре 2009 года составил 110,6 млрд. рублей, или 87,5% к январю - сентябрю 2008 года. Населению края было оказано платных услуг во всех секторах реализации на сумму 34,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах - на уровне соответствующего периода предыдущего года.

Ожидается, что к концу 2009 года динамика показателей торговли и платных услуг стабилизируется и начнет медленно восстанавливаться. Розничные продажи составят 94,7% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах, платные услуги - 101,2%. В общественном питании прогнозируется еще более существенный спад - на 37,5%.

Несмотря на спад многих экономических показателей, в производстве сельскохозяйственной продукции тенденция роста не меняется. За январь - сентябрь т.г. темп роста объема продукции всех категорий сельского хозяйства составил 112,8% и к концу текущего года оценивается на уровне 107,7%.

Индекс потребительских цен составил 109,9%, по итогам текущего года уровень инфляции ожидается не выше 13,2%.

Под влиянием снижения инвестиционной и потребительской активности, с учетом низкой оценки ожидаемых результатов деятельности базовых отраслей экономики края, в 2009 году прогнозируется уменьшение реального объема валового регионального продукта примерно на 3,8% к уровню 2008 года.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения края на начало декабря 2009 года составила 1332,4 тыс. человек (53,4% от численности населения края). Из них были заняты экономической деятельностью 1192,2 тыс. человек (89,5% от числа экономически активного населения) и 140,2 тыс. человек, или 10,5% не имели занятия и по методологии МОТ классифицировались как безработные. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность экономически активного населения края увеличилась на 0,7%, численность занятых в экономике - на 0,9%, а численность безработных (по методологии МОТ) уменьшилась на 0,8%.

Негативно повлияли на состояние занятости населения следующие факторы:

рост уволенных в связи с сокращением численности и штата работников. В течение 2009 года 2103 организации подали сведения о высвобождении 26753 работников, из них было уволено 16266 человек, или 60,8%, в том числе 74 организации края заявили о проведенном и предстоящем массовом высвобождении 14,4 тыс. человек;

активное введение режимов неполной занятости в организациях. Численность работников крупных и средних предприятий края, вынужденно занятых неполное рабочее время или находящихся в простое, к концу 2009 года составила 44,2 тыс. человек, находящихся в отпусках по инициативе работодателей - 2,7 тыс. человек. Их доли в среднесписочной численности работников составили 14,4% и 0,9% соответственно. Наибольшие размеры неполной занятости по-прежнему отмечались на предприятиях обрабатывающих производств, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. По состоянию на 16 декабря 2009 года 738 организаций края заявили о переводе 33 тыс. работников в режим неполного рабочего времени или о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей в связи с простоем (ОАО ХК "Барнаултрансмаш" (2145 чел.), ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" (1130 чел.), ЗАО "Алтайвитамины" (935 чел.), ОАО "Барнаульский пивоваренный завод" (807 чел.), ФГУП БПО "Сибприбормаш" (724 чел.), ОАО "Алтайхимпром" (600 чел.) и др.);

остается высокой сумма просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 декабря текущего года она составила 170,5 млн. рублей. Основная сумма долга приходится на предприятия машиностроения - ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" - 38,9 млн. рублей, или 22,8%; ООО "Алттрак" - 53,4 млн. руб., или 31,3%. Задолженность перед работниками бюджетной сферы по состоянию на 1 декабря 2009 года в крае отсутствует;

снижение количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, - на 8,0%: с 133,1 тыс. единиц в январе - ноябре 2008 года до 122,5 тыс. единиц в январе - ноябре 2009 года;

увеличение численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, - на 24,8%: с 131,7 тыс. человек в январе - ноябре 2008 года до 164,4 тыс. в январе - ноябре 2009 года;

рост численности безработных граждан с начала года на 26,1%: с 42,1 до 53,1 тыс. человек;

уровень регистрируемой безработицы соответственно возрос на 0,9 процентных пункта: с 3,2% на 01.01.2009 до 4,1% на 01.12.2009.

Данные негативные процессы усилили уже имеющиеся объективные сложности на краевом рынке труда, такие как:

несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Почти 64,0% безработных граждан проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 46,0% свободных вакансий. Среди официально зарегистрированных безработных преобладают женщины (56,3%). Доля безработной молодежи в возрасте 16 - 29 лет среди безработных, состоящих на учете в органах службы занятости края, составляет 25,4%. В общей численности безработных доля граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, стремящихся возобновить трудовую деятельность, составляет 21,0%;

большинство вакансий, заявляемых работодателями в службу занятости населения края (более 58,0%), предусматривает оплату труда в размере ниже установленного прожиточного минимума;

отсутствие в 303 населенных пунктах работодателей-товаропроизводителей.

В перечень монопрофильных городов с критической ситуацией в сфере занятости в крае включены города Алейск, Заринск, Новоалтайск, где градообразующими организациями являются ЗАО "Алейскзернопродукт им. С.Н.Старовойтова", ОАО "Алтайкокс" и ОАО "Алтайвагон" соответственно.

С октября 2008 года происходит рост количества безработных и уровня безработицы к экономически активному населению: в г. Алейске - с 1,8 до 3,5%, г. Заринске - с 2,3 до 4,1% при росте по краю с 1,3 до 4,2%. В настоящее время критической ситуации в данных территориях не наблюдается.

Дополнительную нагрузку на краевой рынок труда в условиях экономической нестабильности создают выпускники системы профессионального образования. В 2009 году на рынок труда края вышло более 25 тысяч выпускников системы профессионального образования очной формы обучения. Риск нетрудоустройства в 2009 году оценивается в объеме 17,0% (в предыдущие годы - 10,0 - 11,0%). Так, с июня 2009 года в органы службы занятости обратилось 4263 выпускника, что выше уровня аналогичного показателя предыдущего года (3602 чел.). Из них выпускники начального профессионального образования - 967 человек, среднего профессионального образования - 1752 человека, высшего профессионального образования - 1544 человека.

Кризисные явления в экономике оказали негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Количество обращений инвалидов за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости населения края и численность безработных граждан, относящихся к указанной категории, стабильны, их доля в общей численности безработных составляет около 8,0% (на 01.01.2009 - 4462 человека, на 01.10.2009 - 4078 человек). Между тем возможности для трудоустройства инвалидов ограничены. Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями является отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест, приспособленных для труда инвалидов.

В 2010 году прогнозируется сохранение напряженной ситуации на рынке труда.

Увольнение работников в связи с проведением мероприятий по сокращению численности или штата работников в IV квартале 2009 года заявлено в объеме 3,9 тыс. человек, что в 2 раза превысило аналогичный показатель 2008 года (2,0 тыс. человек). Всего в 2010 году может быть высвобождено порядка 8,5 тыс. работников организаций. Наиболее крупные объемы высвобождения планируют ПО "Алтайский моторный завод" (313 чел.) и ОАО ХК "Барнаултрансмаш" (240 чел.).

Многие предприятия, оптимизировав численность персонала во время кризиса, не будут ее наращивать.

Может усложниться ситуация в территориях:

с моноэкономической структурой производства (города Алейск, Заринск, Новоалтайск);

трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных, лесных районах (Баевский, Косихинский, Ребрихинский, Славгородский, Троицкий и другие районы).

Вместе с тем в сценарии социально-экономического развития Алтайского края на 2010 год заложены устойчивые темпы экономического роста. Валовой региональный продукт в 2010 году по сравнению с оценкой 2009 года составит 102,0 - 103,8%.

Оживление экономики во многом будет определяться эффективностью реализации Администрацией края антикризисных мер.

Особая роль отводится повышению инвестиционной активности, основные объемы которой распределятся по четырем основным видам экономической деятельности: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь.

Планируется реализация ряда крупных инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края: "Комплексное развитие Алтайского Приобья" - в рамках данного проекта предусмотрена реализация более 80 инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, энергетики, производственной инфраструктуры; в производстве транспортных средств и оборудования - проект модернизации ОАО "Алтайвагон"; в стройиндустрии - строительство высокотехнологического завода по производству цемента в Локтевском районе, продолжение строительства предприятия по выпуску пиломатериалов для домостроения в г. Камне-на-Оби. Продолжится реализация проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета". Динамичное развитие получат сопутствующие туризму платные услуги (услуги автотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги по прокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря и другие).

В 2010 году в связи с реализацией инвестиционных проектов и запуском новых производственных мощностей будет создано порядка 4 тысяч новых рабочих мест. Возрастет потребность в квалифицированных рабочих кадрах, владеющих несколькими рабочими специальностями или имеющих навыки работы по смежным профессиям.

Вместе с тем в экономическом развитии существуют риски, которые могут привести не только к стагнации экономики в 2010 - 2011 годах, но и к дальнейшему падению.

При критическом варианте развития экономики по предварительным прогнозам численность официально зарегистрированных безработных граждан в среднем за 2010 год может увеличиться до 55,2 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - до 4,2% от численности экономически активного населения.

В 2010 году прогнозируется рост численности занятых по сравнению с 2009 годом на 2,2 тыс. человек и снижение общей численности безработных края (рассчитано по методологии МОТ) на 4,6 тыс. человек (до 166,5 тыс. человек). Уровень общей безработицы к экономически активному населению снизится с 13% в 2009 году до 12,7% в 2010 году. Вместе с тем данный показатель останется высоким.

В настоящее время в крае реализуется краевая целевая программа "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010-2012 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 11.05.2010 N 200 { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 27 июля 2010 года N 332 }.

Реализация системы мероприятий вышеуказанной программы в 2010 году позволит оказать содействие в трудоустройстве на имеющиеся вакансии и вновь созданные рабочие места 78,5 тыс. граждан, в том числе:

организовать общественные работы и временное трудоустройство для 15,9 тыс. безработных граждан { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 27 июля 2010 года N 332 };

трудоустроить в свободное от учебы время 30,0 тыс. подростков в возрасте от 14 до 18 лет { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 27 июля 2010 года N 332 };

направить на профессиональное обучение профессиям, востребованным на рынке труда края, порядка 6,6 тыс. человек { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 27 июля 2010 года N 332 }.

Кроме того, способствовать повышению занятости населения края будет максимальное замещение собственными трудовыми ресурсами рабочих мест, заявленных работодателями для привлечения иностранной рабочей силы. Руководствуясь положениями Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливающими приоритетное право трудоустройства российских граждан, отказано в удовлетворении заявок на квоту 2009 года в привлечении иностранной рабочей силы 338 работодателям в отношении 13,5 тыс. иностранных граждан. В 2009 году квота на привлечение и использование иностранных работников сокращена с 4200 до 3293 разрешений на работу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»