ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2010 года N 48/3
Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год
(с изменениями на 27 декабря 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 20 апреля 2010 года N 251/16 (Ежедневные новости. Подмосковье, N 91, 26.05.2010, Ежедневные новости. Подмосковье, N 94, 29.05.2010);
постановлением Правительства Московской области от 16 июля 2010 года N 558/30 (Ежедневные новости. Подмосковье, N 137, 31.07.2010);
постановлением Правительства Московской области от 16 ноября 2010 года N 1012/53;
постановлением Правительства Московской области от 27 декабря 2010 года N 1182/60.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год (далее - Программа).
2. Определить центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации мероприятий Программы, Комитет по труду и занятости населения Московской области.
3. Министерству по делам печати и информации Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Кошмана С.Н.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
ПРОГРАММА
дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год
(с изменениями на 20 апреля 2010 года)
Наименование Программы | Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год. |
Наименование уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области | Комитет по труду и занятости населения Московской области. |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", |
Срок реализации Программы | 2010 год. |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению напряженности на рынке труда Московской области, негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников. |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения. |
Основные мероприятия Программы | 1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников). |
(позиция дополнена постановлением Правительства Московской области от 20 апреля 2010 года N 251/16, - см. предыдущую редакцию) | |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2010 году - 360643,00 тыс.руб., в том числе: |
(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 20 апреля 2010 года N 251/16, - см. предыдущую редакцию) | |
Целевые показатели Программы | Достижение по состоянию на конец 2010 года уровня регистрируемой безработицы не выше 1,5 процента, коэффициента напряженности на рынке труда не более 1,3. |
Результаты реализации Программы | Опережающее профессиональное обучение не менее 1379 работников, находящихся под угрозой увольнения. |
(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 16 ноября 2010 года N 1012/53, - см. предыдущую редакцию) |
Основные показатели социально-экономического развития Московской области свидетельствуют о том, что несмотря на положительные сдвиги, отмеченные в последние месяцы в экономике Московской области, ситуация остается сложной.
Московская область является одним из крупнейших по численности населения регионов России. Численность постоянного населения области на 01.01.2009 составляла 6712,6 тыс.человек, из них 80,8 процента - городское население. Численность населения в трудоспособном возрасте увеличилась до 4222,3 тыс.человек.
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в среднем в октябре-ноябре 2009 года, численность экономически активного населения увеличилась по сравнению с сентябрем - октябрем 2009 года на 0,16 процента и составила 3829,1 тыс.человек. В численности экономически активного населения 3662,8 тыс.человек классифицировались как занятые граждане и 166,3 тыс.человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (далее - МОТ). За год уровень общей безработицы вырос с 2,8 процента до 4,3 процента.
Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям за январь-октябрь 2009 года по данным Мособлстата сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 2,9 процента и составила 1573,6 тыс.человек.
Одним из основных показателей социально-экономического положения Московской области является среднемесячная начисленная заработная плата работников, которая за октябрь 2009 года по крупным и средним организациям составила 25080,0 рублей (104,2 процента к октябрю 2008 года).
По данным обследования населения по проблемам занятости в ноябре 2009 года численность экономически активного населения увеличилась по сравнению с началом года на 1,1 процента и составила 3807,2 тыс.человек. В численности экономически активного населения 3619,9 тыс.человек классифицировались как занятые граждане и 187,3 тыс.человек - как безработные с применением критериев МОТ. За период с 1 октября 2008 года по 1 декабря 2009 года уровень общей безработицы вырос с 2,3 процента до 4,9 процента.
Наибольшие объемы увольнения работников отмечаются по таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности, транспорт и связь, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
По представленной работодателями информации по состоянию на 31 декабря 2009 года в 396 организациях Московской области, среднесписочная численность которых составляет 75,2 тыс.человек, работают неполное рабочее время 30,9 тыс.человек, находятся в простое по вине работодателя 1,6 тыс.человек, в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя - 1,25 тыс.человек.
Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, на 31 декабря 2009 составил 1,54 процента, что на 0,84 процентных пункта больше, чем на начало года.
Наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы сложился в Лотошинском (7,7 процента), Зарайском (6,3 процента), Шаховском (4,7 процента), Озерском (4,3 процента), Серебряно-Прудском (3,4 процента), Шатурском (3,4 процента) муниципальных районах Московской области и городском округе Рошаль (3,5 процента).
Коэффициент напряженности на рынке труда, определяемый как численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию, по состоянию на 31 декабря 2009 года составил 1,87, а коэффициент напряженности на рынке труда по безработным гражданам, определяемый, соответственно, как численность безработных граждан в расчете на одну вакансию, составил 1,65 (в докризисный период - 0,4).
По сведениям, поступившим в органы службы занятости населения от работодателей, в ближайшие месяцы намечены к увольнению 5,05 тыс.человек (1,3 тыс.человек - из организаций Министерства обороны Российской Федерации), при этом наиболее значимое сокращение численности работников ожидается в организациях: ОАО холдинговая компания "Коломенский завод" (1200 человек), городской округ Коломна; ФГУП "75 арсенал" Министерства обороны Российской Федерации (239 человек), городской округ Серпухов; ОАО "Мостермостекло" (177 человек), городской округ Железнодорожный; Министерство обороны Российской Федерации, Войсковая часть N 26267 (144 человека), Ступинский муниципальный район; ООО "Даргез-Орехово" (136 человек), городской округ Орехово-Зуево; ОАО "Ростелеком" Центральный филиал Территориального управления N 5 (129 человек), городской округ Бронницы; Министерство обороны Российской Федерации, Войсковая часть N 67775 (127 человек), Воскресенский муниципальный район; ОАО "22 Бронетанковый ремонтный завод" (126 человек), Ногинский муниципальный район; ОАО "Карболит" (117 человек), городской округ Орехово-Зуево.
В целях снижения напряженности на рынке труда, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на трудоустройство на свободные рабочие места Правительством Московской области проводится работа по оптимизации миграционных процессов, сокращению объемов привлечения иностранной рабочей силы на территорию Московской области. На 2010 год в Московской области установлена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 85600 единиц против 116351 единицы в 2009 году.
В рамках реализации крупных инвестиционных проектов в Московской области в 2010 году планируется создать 11,3 тыс. рабочих мест. Основная кадровая потребность для реализации крупных инвестиционных проектов в Московской области на 2010 год приведена в приложении N 1.
Реализация ведомственной целевой программы Московской области "Содействие занятости населения Московской области на 2010 год" позволит в 2010 году обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 13,7 тыс. безработных граждан, а также создать или сохранить 9,4 тыс. временных рабочих мест, в том числе для организации общественных работ.
Однако в условиях финансово-экономического кризиса этих мер недостаточно, так как по прогнозу, из организаций Московской области будет высвобождено более 40 тысяч работников. В связи с этим, как и в 2009 году, возникает необходимость в разработке программы дополнительных мероприятий.
Прогноз баланса рабочих мест на рынке труда Московской области на 2010 год приведен в приложении N 2.
Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Представленные в Программе цели и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда Московской области, сложившейся в конце 2009 года, и прогнозных оценок на 2010 год.
Территориальная направленность программных мероприятий в 2010 году по Московской области приведена в приложении N 3.
Отраслевая направленность программных мероприятий в 2010 году по Московской области приведена в приложении N 4.
Реализация программных мероприятий позволит смягчить ситуацию на региональном рынке труда и, в частности, решить проблему сохранения кадрового потенциала организаций, планирующих или проводящих увольнение работников в массовом порядке, повысить конкурентоспособность на рынке труда работников, которые находятся под угрозой увольнения.
2. Ситуация в монопрофильных населенных пунктах и муниципальных образованиях Московской области, на территории которых расположены градообразующие (системообразующие, регионального значения) предприятия
В настоящее время на территории Московской области насчитывается 19 населенных пунктов, относимых к категории монопрофильных.
Задолженности по заработной плате и значительных массовых высвобождений работников на предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории монопрофильных населенных пунктов, в настоящий момент не наблюдается.
В Московской области организован ежедневный мониторинг финансово-экономической деятельности этих предприятий в рамках Штаба по предотвращению возможных кризисных явлений в экономике и на рынке труда в Московской области, связанных с негативными проявлениями финансового кризиса. По данным руководителей в большинстве организаций не прогнозируется сокращение численности работников. В ряде организаций предполагается увеличение численности, например, в ООО "Запрудня-стеклотара" в городском поселении Запрудня Талдомского муниципального района - более чем на 300 человек.
В целом, ситуация на рынке труда монопрофильных населенных пунктов Московской области достаточно благополучная: так, уровень регистрируемой безработицы в них в среднем колеблется от 0,3 процента до 1,2 процента, лишь в четырех населенных пунктах этот показатель превышает средний по Московской области (1,5 процента).
Массовое высвобождение работников в 2009 году осуществлялось на предприятиях городского округа Щербинка, городского поселения Шатура Шатурского муниципального района, городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района, городского поселения Пески Коломенского муниципального района и городского поселения Северный Талдомского муниципального района. В I квартале 2010 года намечено высвобождение 62 работников в ООО "Сычевский ПТК" городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района.
Среди предприятий регионального значения наиболее сложная ситуация сложилась на ОАО холдинговая компания "Коломенский завод" в городском округе Коломна. В связи с падением объемов производства в 2009 году и воздействием таких негативных факторов, как рост цен и тарифов на энергоносители, сырье и материалы, рост кредитных ставок на привлекаемые финансовые ресурсы ОАО холдинговая компания "Коломенский завод" по итогам года будет иметь отрицательный финансовый результат на уровне 400 млн.рублей. В целях недопущения финансовых потерь и сохранения трудового потенциала руководством организации разработан и реализуется комплекс антикризисных мероприятий, предусматривающих жесткую экономию всех видов ресурсов, а также оптимизацию численности персонала, которая предполагает высвобождение в 2010 году 1200 работников организации (740 чел. - в I квартале и 460 чел. - во II квартале).
Наряду с этим, в условиях снижения объемов производства или остановки предприятий альтернативой увольнения работников является перевод их на режим неполной занятости, что позволяет сохранить кадровый потенциал предприятий в условиях кризиса. Скрытая безработица усугубляет положение на рынке труда.
Таким образом, на сегодняшний день в области сформировались 3 группы территорий по сложности ситуации на рынке труда.
Первая группа - благополучные муниципальные образования, характеризующиеся невысоким уровнем безработицы, отсутствием или малыми объемами высвобождения работников, не оказывающими влияния на положение на рынке труда. К таким муниципальным образованиям можно отнести городские округа Балашиха, Жуковский, Королев, городской округ Молодежный, городские поселения Заречье и Большие Вяземы Одинцовского муниципального района, городское поселение Столбовая Чеховского муниципального района.
Вторая группа - муниципальные образования, в которых даже значительные объемы высвобождения работников из рассматриваемых организаций не оказывают существенного влияния на безработицу из-за наличия в муниципальном образовании достаточного количества других предприятий, имеющих свободные вакансии, из-за близкого расположения к муниципальным образованиям с низкой безработицей и значительным числом открытых вакансий. К таким муниципальным образованиям можно отнести городское поселение Пушкино Пушкинского муниципального района, городские округа Щербинка и Электросталь, городское поселение Малино Ступинского муниципального района, городское поселение Деденево Дмитровского муниципального района.
Третья группа - муниципальные образования, в которых сложилась напряженная ситуация на рынке труда не только из-за значительного объема высвобождения работников, но и в связи с тем, что предложение рабочей силы здесь существенно превышает спрос на нее, а удаленность от г.Москвы, от областных территорий с развитой экономикой, высокие транспортные издержки не позволяют безработным искать работу вне своего района. К числу последних относятся городской округ Рошаль, городское поселение Шатура Шатурского муниципального района, городское поселение Сычево Волоколамского муниципального района, городское поселение Фряново Щелковского муниципального района, городское поселение Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района.
Мероприятия по снижению напряженности на рынке труда градообразующих предприятий (системообразующих, предприятий регионального значения) и монопрофильных населенных пунктов Московской области на 2010 год приведены в приложении N 5.
Система мероприятий Программы приведена в приложении N 6 и предусматривает следующие основные направления:
1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (приложение N 7).
2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу (приложение N 8).
3. Содействие трудоустройству инвалидов (приложение N 9).
4. Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (приложение N 10).
5. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (приложение N 11).