На территории Алтайского края сложилась система правового регулирования и организации муниципальной службы в соответствии с действующим федеральным законодательством. В частности, нормативными правовыми актами Алтайского края и органов местного самоуправления урегулированы вопросы организации и прохождения муниципальной службы в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Вместе с тем с учетом складывающейся практики реализации законодательства о муниципальной службе происходит его совершенствование. Как следствие, требуется постоянный мониторинг обновления федеральной нормативной правовой базы по вопросам муниципальной службы и изменение (по мере необходимости) законодательства Алтайского края о муниципальной службе. Данная работа должна носить планомерный и системный характер. Задачи по совершенствованию нормативной правовой базы муниципальной службы должны решаться и на местном уровне.
Для получения максимального результата от реализации федеральных, краевых и муниципальных правовых актов о муниципальной службе необходимо постоянное системное информационно-методическое обеспечение органов местного самоуправления по вопросам практического применения федерального и краевого законодательства о муниципальной службе. В рамках данного направления большое значение приобретает взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти Алтайского края. В частности, речь идет об оказании методической помощи органам местного самоуправления в процессе подготовки ими муниципальных правовых актов по вопросам муниципальной службы.
Одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, которое тесно взаимосвязано с решением задачи по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих. Основой для решения данной задачи является постоянный мониторинг кадрового состава муниципальных служащих, выполняемых ими функций, а также потребностей органов местного самоуправления в кадрах.
В настоящее время общая численность муниципальных служащих в Алтайском крае составляет около 8096 человек, из которых 17 процентов составляют лица в возрасте до 30 лет, 20 процентов - в возрасте от 30 до 40 лет, 31 процент - в возрасте от 40 до 50 лет, 30 процентов - в возрасте от 50 до 60 лет и 2 процента - в возрасте старше 60 лет. При этом стаж муниципальной службы свыше 10 лет имеют 39 процентов, стаж работы от 5 до 10 лет - 23 процента, от 1 до 5 лет - 29 процентов и до 1 года - 9 процентов муниципальных служащих.
Из общего числа муниципальных служащих высшее образование имеют 72 процента, среднее профессиональное - 26 процентов, среднее - 3 процента муниципальных служащих. Несмотря на то, что число муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляет более 70 процентов от общего числа муниципальных служащих, только 32 процента из них имеют высшее профессиональное образование по специальностям экономического, юридического профиля и специальности "Государственное и муниципальное управление".
В целом продолжает сохраняться проблема соответствия муниципальных служащих установленным законодательством квалификационным требованиям к замещаемым ими должностям муниципальной службы, в том числе к уровню профессионального образования. Образование многих муниципальных служащих не отвечает направлениям деятельности по замещаемой должности.
В связи с этим одним из приоритетных направлений кадровой работы на муниципальной службе является формирование системы профессионального развития муниципальных служащих в Алтайском крае. Подготовка кадров для органов местного самоуправления становится одним из инструментов повышения эффективности и результативности муниципального управления. Отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков муниципальных служащих Алтайского края приводит к снижению эффективности управленческих решений, что подрывает доверие населения к муниципальной службе, способствует формированию негативного имиджа муниципальных служащих в Алтайском крае.
В соответствии с частью 4 статьи 8 закона Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" в рамках реализации дополнительных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, Администрацией края регулярно проводится обучение муниципальных служащих за счет средств краевого бюджета:
в 2006 году 559 должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления прошли повышение квалификации и 17 - профессиональную переподготовку;
в 2007 году 1370 человек - повышение квалификации и 51 - профессиональную переподготовку;
в 2008 году эти цифры составили 1364 и 72 соответственно.
С учетом современных потребностей и динамики развития муниципальной службы необходимо сформировать систему профессионального развития муниципальных служащих на основе долгосрочного планирования. Существует необходимость внедрения новых образовательных технологий, а также активного использования разветвленной сети филиалов учебных заведений, что в свою очередь позволит существенно сократить затраты муниципальных образований Алтайского края.
С развитием современных информационных технологий возник ряд проблем с их внедрением и использованием в деятельности органов местного самоуправления Алтайского края. Следует отметить, что муниципальные служащие Алтайского края не в полной мере владеют соответствующими навыками и умениями. Компьютерная грамотность сотрудников становится недостаточной для эффективной эксплуатации уже имеющихся информационных систем. В связи с этим информационные ресурсы при принятии управленческих решений используются не в полном объеме, что негативно отражается на эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, формирование квалифицированного кадрового состава муниципальных служащих должно стать основным направлением развития муниципальной службы в Алтайском крае. Помимо вышеизложенных мер этому будут способствовать активное внедрение современных методов кадровой работы на муниципальной службе. Особое внимание должно придаваться также решению задачи омоложения муниципальных кадров. Привлечение на муниципальную службу талантливых молодых специалистов обеспечит преемственность поколений в системе муниципального управления, ротацию кадров в органах местного самоуправления, усиление конкуренции и конкурсных начал в процессе отбора, подготовки и карьерного роста муниципальных служащих.
Самостоятельным направлением развития муниципальной службы в Алтайском крае является противодействие проявлению коррупционно опасных действий. На современном этапе коррупция выступает основным препятствием для политического, экономического развития, приводит к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти, в том числе и на местном уровне. Борьба с коррупцией должна вестись комплексно и системно. При этом первоочередными мерами в этой сфере могут стать повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества, прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Особое внимание необходимо уделить формированию служебной этики как системы моральных требований общества к поведению муниципальных служащих, социальному назначению их служебной деятельности.