(с изменениями на 1 июня 2020 года)
(в ред. Законов Тульской области от 07.10.2009 N 1341-ЗТО, от 05.07.2010 N 1453-ЗТО, от 22.07.2010 N 1477-ЗТО, от 03.12.2010 N 1504-ЗТО, от 03.03.2011 N 1546-ЗТО, от 20.07.2011 N 1607-ЗТО, от 30.09.2011 N 1642-ЗТО, от 03.12.2012 N 1845-ЗТО, от 01.04.2013 N 1894-ЗТО, от 15.07.2013 N 1974-ЗТО, от 03.03.2014 N 2063-ЗТО, от 01.04.2014 N 2099-ЗТО, от 28.05.2015 N 2304-ЗТО, от 25.09.2015 N 2359-ЗТО, от 28.01.2016 N 4-ЗТО, от 31.05.2018 N 33-ЗТО, от 01.06.2020 N 42-ЗТО)
Принят
Тульской областной Думой
11 сентября 2008 года
Референдум наряду со свободными и периодическими выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Органы государственной власти гарантируют свободное волеизъявление граждан Российской Федерации, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации, а также защиту демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.
1. Местный референдум (далее - референдум) - голосование, проводимое среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения.
2. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
1. Законодательство о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы (далее - федеральное законодательство), Устав (Основной Закон) Тульской области (далее - Устав области), настоящий Закон, другие законы Тульской области (далее - область) и иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах.
Округ референдума включает в себя всю территорию соответствующего муниципального образования.
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено на территории соответствующего муниципального образования, имеет право голосовать на референдуме, выступать с инициативой проведения референдума, образовывать или входить в инициативную группу по проведению референдума, в иные группы участников референдума, участвовать в агитации по вопросам референдума, наблюдении за проведением голосования, работой комиссий референдума, включая установление итогов голосования и определение результатов референдума, а также в осуществлении других действий по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном законом.
2. Гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям части 1 настоящей статьи, имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
3. Вопросы референдума не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству области. Федеральным законом, Уставом области, законом области, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
4. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
5. В соответствии с федеральным законодательством на референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
6. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме ограничений, установленных федеральным законодательством и перечисленных в настоящей статье, не допускается.
1. В соответствии с федеральным законодательством референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории муниципального образования или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.
3. Референдум не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса.
1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты прав граждан на участие в референдуме и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на комиссии референдума в пределах их компетенции, установленной законом и уставами муниципальных образований.
2. Комиссии референдума в пределах своей компетенции, установленной законом и уставами муниципальных образований, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан не допускается.
3. Решения и иные акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, общественных объединений, организаций, должностных лиц и участников референдума. Решения и иные акты комиссий референдума не подлежат государственной регистрации.
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе проводить агитацию по вопросам референдума в допускаемых законом формах и законными методами.
2. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления и комиссии референдума в пределах своей компетенции обеспечивают гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с законом.
3. Инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, в случае их образования, общественным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения агитации по вопросам референдума, за исключением случаев, установленных законом.
1. Расходы на подготовку и проведение референдума осуществляются за счет средств, выделенных из местного бюджета, если иное не установлено законом.
2. Инициативная группа по проведению референдума обязана создавать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.
3. Иные группы участников референдума, в случае их образования, вправе создавать собственный фонд для финансирования своей деятельности, в том числе для агитации против проведения референдума, против участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. На указанные фонды распространяются правила, установленные законом для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.
1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
2. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума в количестве не менее 10 человек. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.
3. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законодательством, на уровне муниципального образования или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума (далее - общественное объединение). В этом случае руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
4. Местный референдум может проводиться по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
1. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации данной инициативной группы в избирательную комиссию муниципального образования.
2. В соответствии с федеральным законодательством в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, каждого члена инициативной группы по проведению референдума, а также каждого из уполномоченных представителей. Инициативная группа по проведению референдума вправе назначить не более 15 уполномоченных представителей.
Ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его структурного подразделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.