ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2009 года N 399
О Доктрине оздоровления общества Республики Бурятия
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 03.06.2016 N 234, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru - 06.06.2016).
____________________________________________________________________
На основании статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в целях определения стратегии и координации государственной политики по формированию здорового образа жизни и духовно-нравственного оздоровления общества республики Правительство Республики Бурятия
постановляет:
1. Одобрить Доктрину оздоровления общества Республики Бурятия (приложение N 1).
2. Утвердить Комплексный план действий по реализации Доктрины оздоровления общества Республики Бурятия на 2009-2011 годы (приложение N 2).
3. Рекомендовать главам муниципальных районов, городских округов в Республике Бурятия принять участие в реализации Доктрины оздоровления общества Республики Бурятия и разработать муниципальные межведомственные планы по оздоровлению общества.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию Бальжирова Б.Г.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
В.В.Наговицын
ДОКТРИНА
оздоровления общества Республики Бурятия
Сохранение и укрепление здоровья населения Республики Бурятия, формирование идеологии и практики жизнесохранительного поведения, увеличение продолжительности и повышения качества жизни является основной целью государственной политики, критерием эффективности и целесообразности социальных и экономических проектов.
Осуществление мероприятий, направленных на сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения, создание условий для достижения высокого уровня индивидуального и общественного здоровья остается актуальным, несмотря на отдельные позитивные тенденции в демографическом контексте: сохраняется положительная тенденция роста рождаемости, общая смертность населения республики ниже среднероссийского показателя, с 2006 года естественный прирост населения имеет положительное значение.
В структуре общей заболеваемости прогрессируют социально зависимые дефекты здоровья, отмечается снижение удельного веса острых и увеличение количества хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
Болезни системы кровообращения - одна из основных причин в структуре общей смертности, потери трудоспособности, первичного выхода на инвалидность и, как следствие, увеличения затрат на медицинское обеспечение и социальную поддержку таких больных. Большинство случаев возникновения сердечно-сосудистых заболеваний связаны с образом жизни и модифицируемыми факторами риска. Питание с избыточным количеством насыщенного жира и соли, повышенный холестерин в крови, сахарный диабет, неконтролируемая артериальная гипертония, гиподинамия, табакокурение и алкоголизм повышают риск смерти от ишемической болезни сердца и заболеваний сосудов головного мозга.
Острейшую медико-социальную проблему в республике представляет сохраняющаяся тенденция роста злокачественных новообразований, каждый 3-4 больной выявляется на поздней стадии, летальность больных, умерших в течение одного года со дня установления диагноза, составляет свыше пятидесяти процентов. В структуре смертности от онкологических заболеваний лицам трудоспособного возраста принадлежит более тридцати процентов.
Показатель заболеваемости населения республики туберкулезом с 1998 года превышает среднероссийский, выявление деструктивных форм, высокая летальность свидетельствуют об эпидемиологическом неблагополучии по туберкулезу в республике. Основными причинами являются ухудшение социально-экономических условий, снижение жизненного уровня населения, рост числа лиц без определенного места жительства и занятий, активизация миграционных процессов. Основная часть погибшего населения является трудоспособной.
Показатели по заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, выше средних по России, актуальна проблема распространения ВИЧ-инфекции среди жителей республики. В эпидемический процесс вовлечены практически все районы Бурятии, при этом превалирует половой путь передачи. Основная причина смерти данной категории больных: ВИЧ-инфекция в стадии СПИД, суициды, сердечно-сосудистые заболевания. Вызывает тревогу уровень инфицирования новорожденных ВИЧ-инфекцией и другими внутриутробными инфекциями с реализацией в тяжелую патологию.
Ежегодно увеличивается число больных с нервно-психическими расстройствами, рост инвалидности по причине психических расстройств прямо пропорционален росту заболеваемости и составляет более десяти процентов от общего числа инвалидов. В последние годы среди взрослого населения сельских районов отмечается выраженный рост показателей болезненности умственной отсталостью, республиканские показатели суицидальной активности значительно превышают среднероссийские.
Разрушающая психическое и физическое здоровье массовая алкоголизация населения и употребление психоактивных веществ дестабилизируют демографическую ситуацию в республике: ежегодно от причин, прямо или косвенно связанных с употреблением алкоголя и его суррогатов, гибнет несколько тысяч трудоспособного населения. На диспансерном учете с диагнозом "хронический алкоголизм" находится каждый сотый житель республики, отмечен рост случаев первичной заболеваемости алкоголизмом среди женщин фертильного возраста и молодежи.
Наиболее объективным показателем, отражающим тяжесть и масштабы алкоголизации населения, является высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами. Реальное количество смертельных отравлений алкоголем и его суррогатами в 8-9 раз превышает официально зарегистрированные данные, что связано с трудностями диагностики, распространенностью алкогользависимой патологии - алкогольных гепатитов и циррозов, развитием инфарктов и инсультов, спровоцированных пьянством.
Более семидесяти процентов потребителей наркотиков составляют лица до тридцати лет, из них сорок процентов употребляют героин, шестьдесят процентов - производные конопли.
Наибольшее число курящих наблюдается в возрастной группе 30-40 лет, этой привычке подвержены более семидесяти процентов мужчин и сорока процентов женщин. По данным проведенных социологических исследований выявлена низкая информированность населения о вреде пассивного курения для детей и подростков. Установлено, что семьдесят процентов детей и подростков, в присутствии которых курят родители, также подвержены табакокурению. Распространенность алкоголизма и табакокурения среди женщин детородного возраста определяет низкий индекс здоровья будущих матерей, высокий уровень заболеваемости новорожденных детей, наибольший удельный вес из которых занимают внутриутробные гипоксии и асфиксии, увеличение числа детей с врожденной патологией, увеличение числа преждевременных родов, повышающих риск смертности новорожденных.
Высокий уровень распространенности алкоголизма и наркомании представляет реальную угрозу не только здоровью населения республики, а также социальной сфере и правопорядку. В прямой зависимости от потребления алкоголя и психоактивных веществ находятся рост числа преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, дорожный травматизм.
Отравления, несчастные случаи, в том числе суициды, травмы, определяют снижение средней продолжительности жизни и приводят к ранней инвалидизации населения трудоспособного возраста.
Серьезного внимания требует состояние здоровья детей и подростков, в течение последних лет ухудшились показатели физического развития, полового созревания, более половины детей страдают психосоматическими нарушениями.
На фоне экономической и социальной депривации отдельных категорий населения, снижения роли семьи, нарушения эмоциональных связей родителей как между собой, так и с детьми, экспозиционного давления среды, низкого ценностного барьера отмечен рост подростковых аддикций. Снизился возраст начала курения (12-13 лет), увеличилось количество впервые выявленных "шприцевых" наркоманов, рискованное инъекционное поведение приводит к распространению гемоконтактных инфекций (гепатиты В и С, ВИЧ). Нарастающая алкоголизация этой категории населения диктует необходимость осуществления мер по радикальному изменению общественного сознания.
Высокий показатель суицидов среди детей, подростков и молодежи обусловлен отсутствием превентивной психологической защиты, разрушением адаптационных механизмов, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией.
Девиантные формы поведения, снижение возраста дебюта сексуальных отношений привели к эпидемическому росту заболеваемости в республике туберкулезом, инфекциями, передающимися половым путем, и ВИЧ-инфекцией среди детей, подростков и молодежи.
Распространенность стереотипов разрушающего поведения, коэффициент жизнеспособности населения свидетельствуют о низкой заинтересованности жителей Республики Бурятия в сохранении собственного здоровья и здоровья своих детей.
Социальная неустроенность, проблемы занятости населения, ухудшающаяся экологическая ситуация, недоброкачественность продуктов питания и питьевой воды, уровень охраны здоровья требует радикальных мер по качественному улучшению человеческого ресурса республики.
С целью формирования сознательного отказа от вредных привычек, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье необходимо обеспечить внедрение здоровьесберегающих технологий, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах. Современная формула жизненного успеха в сознании подрастающего поколения должна ассоциироваться со здоровым образом жизни.
Моральный климат, физическое развитие и духовные ценности семьи, ее правовой статус с четкой регламентацией обязанностей и ответственности родителей за воспитание и здоровье детей, борьба с социальным сиротством являются основными задачами государственной политики, основой стабильности развития и благополучия общества.
Многоплановость и системность проблем определяет необходимость разработки Доктрины оздоровления общества Республики Бурятия и проведения комплекса мероприятий скоординированными усилиями различных структур, действующих в правовой, правоохранительной, медицинской и социально-экономической сферах жизни общества.
Доктрина оздоровления общества Республики Бурятия (далее - Доктрина) - основополагающий государственный документ, определяющий основные направления, приоритеты и принципы формирования культуры здоровья у населения, развитие физических, интеллектуальных и нравственных критериев личности, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни.
Доктрина признает, что стратегическим направлением социальной политики является формирование у жителей республики идеологии и практики жизнесохранительного поведения, ориентации на здоровье как на социальное свойство личности, обеспечивающее в современных условиях профессиональное долголетие, благополучие семьи, обеспеченную старость.
Доктрина требует консолидации усилий, знаний и возможностей представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественности и науки на проблеме сбережения здоровья населения, физического и духовного совершенствования, демографического развития.
Доктрина утверждает многоуровневый и межведомственный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий; ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах охраны, сохранения и укрепления здоровья; формирование ответственного отношения граждан к собственному здоровью.
Реализация Доктрины требует создания межведомственной экспертной комиссии при Правительстве Республики Бурятия, а также принятия необходимых правовых актов, в том числе программ.
Целью государственной политики в области оздоровления общества является формирование общества с образом жизни, способствующим духовному, физическому благополучию граждан и социально-экономическому развитию Республики Бурятия.
Задачи государственной политики в области оздоровления общества:
- создание единой системы мониторинга здоровья населения республики и контроля факторов, влияющих на развитие и прогрессирование ХНИЗ, с формированием базы данных;
- интеграция в образовательный процесс здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, основанных на принципах непрерывности, преемственности;
- разработка и реализация проектов и программ в области здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
- совершенствование профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;
- создание межведомственной системы партнерства для проведения мероприятий по предупреждению алкоголизации, наркотизации, табакокурения;
- совершенствование системы лечения алкогольной, наркотической, табачной зависимости;
- разработка и реализация программ по снижению дорожно-транспорт-ного травматизма, предотвратимой смертности, предупреждению осложнений после повреждений при ДТП, уровня инвалидности при ДТП;
- разработка и реализация программ по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, устранению основных причин детского травматизма, мер по усилению надзора и контроля за безопасностью условий жизни: учебы, труда и отдыха подростков;
- совершенствование республиканской нормативно-правовой базы по предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании;
- создание системы ранней профилактики злоупотребления алкоголем и употребления психоактивных веществ: целевые программы для детей и подростков в учреждениях дошкольного и школьного воспитания с организацией в них психолого-педагогических служб;
- разработка и реализация программ по социально-психологической и медицинской реабилитации лиц, ранее страдавших алкоголизмом и наркоманией;
- создание системы информационного обеспечения населения по различным аспектам профилактики алкоголизации, наркотизации, табакокурения;
- разработка программ и комплексных мер по социальной поддержке групп населения, наиболее уязвимых к социально обусловленным инфекционным болезням;
- совершенствование контроля качества окружающей среды, разработка и внедрение системы оценки и снижения влияния рисков окружающей среды на здоровье населения;
- обеспечение качества воздуха и воды в соответствии с установленными российским законодательством нормами;
- обеспечение населения экологически безопасными и полноценными продуктами питания, в том числе осуществление контроля за поступлением на территорию Республики Бурятия генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства;
- проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
- оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие матери и др.);
- совершенствование законодательной базы в области охраны окружающей среды и ответственности за её загрязнение. Разработка и реализация проектов и программ по охране и оздоровлению окружающей среды;
- разработка комплекса мер по защите нравственности, сохранению отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм здорового образа жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации;
- создание условий для развития физической культуры, спорта и спорта высших достижений, формирование здорового образа жизни для всех возрастных и социальных категорий населения;
- развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов;
- разработка новой инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях;
- укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта в Республике Бурятия, социальная поддержка спортсменов.
4.1. Формирование единой информационной стратегии при освещении вопросов, связанных с социально значимыми проблемами, в том числе алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе:
- активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию цели и основных задач, установленных Доктриной, включая совершенствование социальной рекламы антиалкогольной, антинаркотической, антитабачной направленности;
- разработка предложений о внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" в части запрещения рекламы алкогольной и табачной продукции;