6.3.82. Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог; под тротуарами или разделительными полосами - инженерные сети в коллекторах, каналах или тоннелях; в разделительных полосах - тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную канализацию.
На полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые низкого давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации и диспетчеризации).
Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений, а также между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по СНиП 2.07.01*.
Примечания.
1. В сложных инженерно-геологических условиях нормативные расстояния между тепловыми сетями могут быть увеличены на основании теплотехнических расчетов.
2. Прокладка нефтепродуктопроводов на территории населённых пунктов осуществляется в соответствии со СНиП 2.05.13.
6.3.83. Способ прокладки коммуникаций в зависимости от мерзлотно-грунтовых условий строительства, а также плотности и характера застройки поселений и назначения трубопроводов следует предусматривать подземным, наземным или надземным, при этом рационально применение совмещённой прокладки труб (таблица 25).
6.3.84. Проекты инженерных коммуникаций и планировки населённых мест надлежит выполнять одновременно, взаимно увязывая их и включая мероприятия по инженерной подготовке территории. За чертой застройки наиболее рационально применение совмещенной надземной прокладки трубопроводов, а на территории жилой зоны следует предусматривать подземную прокладку коммуникаций. В сложных планировочных условиях, при соответствующем обосновании и увязке архитектурно-планировочных решений с трассировкой инженерных коммуникаций, может допускаться наземная и надземная прокладка сетей.
Надземная прокладка тепловых сетей по территориям детских дошкольных и школьных учреждений, больниц и зданий лечебно-профилактического профиля не допускается.
6.3.85. При осуществлении строительства инженерных сетей с сохранением грунтов в мерзлом состоянии подземную прокладку теплопроводов следует предусматривать в каналах или тоннелях, независимо от диаметра теплопровода.
6.3.86. При строительстве по I принципу надземная прокладка самотечных сетей канализации может применяться, как исключение, если по трассе канализации грунты при их оттаивании дают большую осадку или резко снижают несущую способность (для посёлков, территория которых имеет рельеф, обеспечивающий проектный уклон самотечной линии).
Сети следует располагать со стороны тех фасадов зданий, где нет проездов и проходов.
6.3.87. Прокладку водопроводов с теплопроводами в полузаглублённых каналах следует осуществлять в поселениях при условиях высокотемпературных мёрзлых грунтов или при высоком уровне грунтовых вод. Прокладку в полузаглублённых непроходных каналах следует осуществлять рядом с проездом. При этом плита, перекрывающая канал, укладывается на 10 - 15 см выше проезда и используется в качестве тротуара.
6.3.88. Прокладку коммуникаций в проветриваемых подпольях зданий с подвеской труб к цокольным перекрытиям следует применять в поселениях, где объёмно-планировочные решения позволяют осуществлять этот способ. При этом запрещается установка арматуры на трубах в пределах проветриваемого подполья. Следует предусматривать организационный отвод возможных утечек из инженерных сетей с целью исключения попадания воды на фундаментные конструкции (это способствует деструкции бетона).
Таблица 25
Типы про-кладки | Спо-собы | Вид | Вид | Виды прокладки | Условия и область применения |
Подзем-ная | Раз-дельная | Непро-садочные, мало-проса-дочные | В, К | Непосредственно в грунте в пределах деятельного слоя на глубине 0,7 м от поверхности земли, преимущественно без теплоизоляции | преимущественн о на территории застройки средних населённых мест |
Т | В непроходных каналах из сборного или монолитного железобетона или непосредственно в грунте в теплоизоляции | то же | |||
Совме-щённая | Непро-садочные, мало-проса-дочные | В, К | В каналах и тоннелях из сборного или монолитного железобетона с кольцевой изоляцией труб | то же | |
Совме-щённая | Непро-садочные, малопро-садочные, проса-дочные | В, К, Т | В каналах из сборного железобетона на сплошной подстилке или земляных призмах | то жк | |
В, К, Т | В полузаглублённых каналах из железобетона | На территории застройки средних населённых мест, особенно при высоком уровне грунтовых вод | |||
Раз-дельная | Проса-дочные, | В, К, Т | По низким опорам, по высоким опорам, по эстакадам, мачтам, конструкциям зданий и сооружений | В районах малоэтажной застройки, в пред елах жилых территорий при сильно-льдонасы-щенных ВМГ. | |
Совме-щённая | Сильно-проса-дочные | В, К, Т | В каналах из сборного железобетона или непосредственно по низким опорам, высоким опорам, конструкциям зданий и сооружений | То же | |
Условные обозначения: В - водопровод, К - канализация, Т - теплопроводы |
6.3.89. При трассировке водоводов вдоль автодорог, проходящих по болотам или в сильно обводнённых грунтах, прокладку водоводов, как правило, следует предусматривать совместно с земляным полотном автодорог с размещением их в откосной её части или специальной присыпке.
6.3.90. Для переходов через магистральные, поселковые автодороги и железные дороги целесообразно применять надземные переходы в виде П-образного контура (в местах с наименьшим числом путей и за пределами стрелочных переводов) и подземные переходы в железобетонных каналах.
При проектировании надземного перехода расстояние от покрытия автодороги до низа труб или пролетного строения принимается не менее 5,5 м (0,5 м добавляется на слой снега на дороге).
При подземной прокладке на трубопроводах с обеих сторон переходов следует располагать колодцы.
6.3.91. Пересечение водоводов с водными преградами: реками, озёрами глубиной слоя воды свыше 2 м, соответствующей уровню воды 5% обеспеченности, следует предусматривать водными переходами (дюкерами). На озёрах с указанной глубиной и шириной более 200 м и реках шириной более 75 м при уровне воды 90% обеспеченности, а также на судоходных реках необходимо предусматривать на обоих берегах (в начале и в конце дюкера) запорную арматуру (задвижки) для переключения водоводов.
6.3.92. В промысловых и притрассовых посёлках (в т.ч. временных и вахтовых, сооружаемых из блочно-комплектных элементов) должна предусматриваться, как правило, надземная прокладка инженерных сетей преимущественно из блоков трубопроводов заводского изготовления.
6.3.93. Минимальные расстояния трубопроводов тепловых сетей до зданий и сооружений при прокладке в зоне вечномёрзлых грунтов при использовании грунтов по I принципу следует принимать по теплотехническому расчёту, но не менее указанных в таблице 26.
Таблица 26
Способ | Диаметр труб, | Класс зданий и сооружений | Расстояния, м | |
связные грунты | фильтрующие | |||
Наземная | до 200 | I - II класса | 6 | 8 |
III - IV класса | 5 | 6 | ||
более 200 | I - II класса | 8 | 10 | |
III - IV класса | 6 | 8 | ||
Подземна я | до 300 | I - II класса | 8 | 10 |
III - IV класса | 6 | 8 | ||
более 300 | I - II класса | 10 | 15 | |
III - IV класса | 8 | 12 | ||
Примечания. |