7.1 Раздел охраны окружающей среды в градостроительной документации
7.1.1. Раздел охраны окружающей среды разрабатывается на всех стадиях территориального планирования и в документации по планировке территории с целью обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности территории и населения на основе достоверной и качественной информации о природно-климатических, ландшафтных, геологических, гидрологических и экологических условиях, а также антропогенных изменениях природной среды в процессе хозяйственной деятельности.
7.1.2. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации выполняется с учётом современного и прогнозируемого состояния окружающей среды на основе инженерно-экологических изысканий, проводимых в соответствии со стадийностью градостроительного проектирования. Сравнение и выбор вариантов проектных решений следует производить с учётом объёмов работ по компенсации экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, рекультивации нарушенных территорий, а также с учётом устойчивости северных ландшафтов к антропогенному воздействию.
7.2 Охрана и рациональное использование природных ресурсов
7.2.1. Территория для строительства новых и развития существующих городских и сельских населённых пунктов выделяется в соответствии с порядком, установленным федеральным и региональным законодательством.
Изъятие земельных участков для строительства в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Перевод земель или земельных участков лесного фонда в земли населённых пунктов допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на основе материалов, обосновывающих перевод, и осуществляется в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", "Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий"), а также материалами лесоустройства.
7.2.2. Градостроительная деятельность в зонах с особыми условиями использования территории (охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов) регламентируется земельным, водным, градостроительным, законодательством, законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии, об охране окружающей среды и иным законодательством Российской Федерации.
7.2.3. Для обеспечения устойчивого развития территории округа необходимо формирование экологического каркаса, к основным структурным элементам которого относятся:
- особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения, а также ценные природные объекты, не имеющие статуса ООПТ;
- защитные леса, в т.ч. притундровые, запретные и нерестоохранные полосы, пригородные зелёные зоны населённых пунктов;
- водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, а также верховья речных бассейнов, водные объекты, имеющие высокое рыбохозяйственное значение.
В пределах указанных территорий хозяйственная деятельность регламентируется в соответствии с их статусом и категорией, природной, историко-культурной, оздоровительной и рекреационной ценностью, законодательно установленным режимом использования.
Границы особо охраняемых природных территорий и режим хозяйственного пользования определяются на основе данных государственного кадастра "Особо охраняемые природные территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
7.2.4. В пределах особо охраняемых природных территорий, а также на землях, занятых оленьими пастбищами, запрещается любая деятельность, влекущая за собой коренные изменения природного ландшафта. Ограничивается строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, связанных с нефтегазодобычей. Запрещается строительство новых и расширение действующих промышленных и сельскохозяйственных объектов в пределах водоохранных зон водных объектов.
7.2.5. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках следует предусматривать охранные зоны или округа с установленным для них режимом деятельности.
Все охранные зоны должны быть сертифицированы конкретными ограничениями на градостроительную деятельность.
7.2.6. После завершения всех видов строительных, геологоразведочных и других работ необходимо приведение нарушенного почвенного покрова и земельных участков в состояние, пригодное для дальнейшего использования их по назначению. Возможность использования земельных участков после рекультивации следует оценивать согласно установленным нормам (ГОСТ 17.5.3.04 и ГОСТ 17.5.1.02), а также требованиям санитарных норм и правил (СанПиН 2.1.7.1287).
Примечания.
1. При рекультивации земель предпочтение следует отдавать биологическим методам, направленным на восстановление плодородия почв и создание устойчивого растительного покрова. Выбор приемов рекультивации осуществляется дифференцированно в зависимости от природно-ландшафтных, геокриологических и климатических условий.
2. На участках, где почва не сохранилась, следует сформировать искусственный плодородный слой, используя подсыпку торфяно-песчаной смеси. Для уменьшения глубины протаивания вечномерзлых грунтов рекомендуется использование теплоизоляционных покрытий из синтетических материалов.
3. Первоочередной рекультивации подлежат ландшафты на землях временного отвода после завершения строительства на территориях жилых и рекреационных зон.
7.3. Охрана атмосферного воздуха, водных объектов, геологической среды и почв от загрязнения
7.3.1. При разработке градостроительной документации должны быть выполнены оценка состояния и прогноз изменения качества атмосферного воздуха в результате реализации проектных решений. Оценка качества атмосферного воздуха производится в составе инженерно-экологических изысканий в соответствии с СП 11-102.
Для обеспечения нормативного качества атмосферного воздуха населённых пунктов необходимо соблюдение требований Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", СанПиН 2.1.6.1032 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
7.3.2. Размещение промышленных объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории муниципальных образований, следует производить на основе оценки воздействия проектируемых объектов на состояние воздушного бассейна с учётом фонового загрязнения атмосферы.
7.3.3. Нормативные размеры санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) предприятий и иных объектов определяются в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и иных вредных физических факторов по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
Нормативные величины СЗЗ могут быть увеличены или сокращены на основании расчётов рассеивания вредных веществ по утверждённым методикам, реализующих ОНД 86, расчётов распространения шума (других физических факторов), а также данных систематических лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения окружающей среды. При размещении новых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов.