ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2009 года N 100-п
О внесении изменений и дополнений в постановление от 11.02.2008 N 42-п
В постановление Правительства Тюменской области от 11.02.2008 N 42-п "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области" внести следующие изменения и дополнения:
1. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Законом Тюменской области от 07.03.2003 N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов", а также с учетом положений, определенных в постановлениях Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", от 05.03.2009 N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" и в целях организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти по предупреждению и исключению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции".
2. Пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции согласно приложению к настоящему постановлению".
3. Дополнить постановление пунктом 3 в следующей редакции:
"3. Руководителям органов исполнительной власти Тюменской области обеспечить реализацию настоящего порядка при разработке проектов нормативных правовых актов и иных документов с учетом требований действующего законодательства на предмет коррупциогенности. В соответствии с действующим законодательством принять необходимые организационные меры по обеспечению проведения экспертизы независимыми экспертами в соответствии с разделом 4 порядка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления".
4. Дополнить пунктом 4 в следующей редакции:
"4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области регламентировать в правовых актах вопросы по обеспечению проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов в соответствии с действующим законодательством".
5. В пункте 3 постановления исключить слова "Костареву Т.Ю." и считать пунктом 5.
6. Приложение к постановлению "Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
7. Настоящее постановление вступает в силу с 09.04.2009.
Губернатор области
В.В.Якушев
ПОРЯДОК
проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
1.1. Настоящим Порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Губернатора и Правительства Тюменской области, проектов законов Тюменской области, вносимых Губернатором в порядке законодательной инициативы, в том числе технических заданий на их разработку и вносимых поправок в тексты законопроектов (далее по тексту настоящего порядка - нормативные правовые акты и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
1.3. Уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является главное правовое управление Правительства Тюменской области.
1.4. Руководители органов исполнительной власти области (разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов нормативных правовых актов и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов нормативных правовых актов и иных документов юридические службы (специалисты-юристы) органов исполнительной власти области осуществляют обязательное визирование проектов и обеспечивают отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2.1. Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2.2. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
2.4. По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов, в том числе не относящиеся к таковым в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются к заключении.
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляется главным правовым управлением Правительства Тюменской области на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Правительства Тюменской области.
2.6. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений начальника главного правового управления Правительства области с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
2.7. При выявлении в рамках правовой экспертизы и правового мониторинга квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих нормативных правовых актах и иных документах, принятых в период до введения настоящего порядка, в том числе, связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению начальника главного правового управления Правительства области проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения в соответствующие органы исполнительной власти области.
Руководители органов исполнительной власти области при получении соответствующего заключения главного правового управления Правительства области, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов.
2.8. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов по методике, определенной в данном порядке.
2.8.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2.8.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.8.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.8.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
2.9. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению начальника главного правового управления Правительства области могут привлекаться представители разработчиков проектов нормативных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3.1. В правовых заключениях главного правового управления Правительства области по нормативным правовым актам в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы по иным документам в соответствии с данным порядком оформляется самостоятельное заключение.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении главного правового управления Правительства Тюменской области проводится их описание, а также предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе указываются сведения:
- по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
- по перечню выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.3. Заключение экспертизы по проектам нормативных правовых актов оформляется на бланке главного правового управления Правительства области и подписывается его начальником в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области.
3.4. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, направляется в соответствующие органы исполнительной власти области и должностным лицам.
Доработанные проекты нормативных правовых актов и иных документов направляются в главное правовое управление Правительства Тюменской области для повторной антикоррупционной экспертизы, при отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются начальником главного правового управления Правительства области без заключения и возвращаются руководителям органов исполнительной власти и должностным лицам, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение Губернатору области и на заседание Президиума Правительства или Правительства области к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными Комиссией по проведению административной реформы в Тюменской области, которые в инициативном порядке обращаются в аппарат Губернатора Тюменской области.
Комиссия по проведению административной реформы в Тюменской области в течение 30 дней рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Перечень независимых экспертов".
Основные требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
4.2. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность орган исполнительной власти Тюменской области (разработчик проектов) размещает проект нормативного правового акта в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза" в течении рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие органы власти.
4.3. При размещении проекта нормативного правового акта в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза" разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами, который не может быть меньше максимального срока (7 дней), установленного в Регламенте Правительства области для согласования заинтересованными органами исполнительной власти области.
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза".
К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие в орган исполнительной власти экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.