Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы" (с изменениями на 9 октября 2013 года) (утратило силу с 12.05.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 05.05.2014 N 158)

1. Анализ ситуации. Обоснование необходимости программно-целевой проработки проблемы


Долгосрочная целевая программа "Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы" разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", областным законом от 21 декабря 2006 года* N 169-оз "О пожарной безопасности Ленинградской области", постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области", а также распоряжением Правительства Ленинградской области от 25 ноября 2009 года N 560-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2011-2012 годы".

 ________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 25 декабря 2006 года". - Примечание изготовителя базы данных.


В настоящее время остро стоит проблема организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в муниципальных образованиях Ленинградской области, в том числе в населенных пунктах, расположенных на значительных расстояниях от подразделений государственной противопожарной службы.

Анализ произошедших пожаров показал, что 72 процента пожаров произошло в сельской местности и садоводствах, расположенных вне зоны нормативного времени прибытия первых пожарных подразделений.

Имеющиеся подразделения государственной противопожарной службы расположены в основном в административных центрах и не в состоянии обеспечить оперативное выполнение возложенных на них задач по тушению пожаров в удаленных поселениях.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, утвержденный Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (далее - Технический регламент).

Техническим регламентом установлено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях городских поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городских поселениях не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Анализ состояния дислокации сил и средств территориального и местных гарнизонов пожарной охраны Ленинградской области, а также результаты изучения сведений о численности населения и количестве населенных пунктов, находящихся в зоне и вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений государственной противопожарной службы, позволяют сделать следующие выводы:

1) из 2945 населенных пунктов Ленинградской области:

569 населенных пунктов (19,3 процента), 743,3 тыс. человек (45,4 процента) защищены подразделениями федеральной противопожарной службы;

1244 населенных пункта (42,3 процента), 711,5 тыс. человек (43,4 процента) защищены подразделениями противопожарной службы Ленинградской области;

1132 населенных пункта (38,4 процента), 182,53 тыс. человек (11,2 процента) находятся вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений пожарной охраны;

2) наибольшее количество населенных пунктов, находящихся вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений пожарной охраны, остается во Всеволожском, Гатчинском, Кировском и Лужском муниципальных районах;

3) в зоне высокой пожарной опасности в летний период может оказаться 434 населенных пункта, в которых находятся 38814 жилых домов и проживает около 239 тыс. человек, в том числе: Волосовский район - 45 населенных пунктов, Волховский район - 76 населенных пунктов, Всеволожский район - 42 населенных пункта, Выборгский район - 22 населенных пункта, Гатчинский район - 9 населенных пунктов, Кингисеппский район - 42 населенных пункта, Киришский район - 2 населенных пункта, Кировский район - 25 населенных пунктов, Лодейнопольский район - 23 населенных пункта, Ломоносовский район - 17 населенных пунктов, Лужский район - 20 населенных пунктов, Подпорожский район - 6 населенных пунктов, Приозерский район - 10 населенных пунктов, Сланцевский район - 21 населенный пункт, Тихвинский район - 54 населенных пункта, Тосненский район - 20 населенных пунктов.

Сложившееся положение требует незамедлительного принятия мер органами государственной власти и органами местного самоуправления по решению вопросов обеспечения пожарной охраны населенных пунктов, находящихся вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений пожарной охраны, и выделению необходимых средств для укрепления материально-технической базы подразделений противопожарной службы.

Развитие добровольной пожарной охраны является одним из важных направлений совершенствования профилактики и борьбы с пожарами в общей системе обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" добровольная пожарная охрана является одним из элементов системы обеспечения пожарной безопасности страны.

Привлечение граждан к мероприятиям, направленным на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, оказывает существенное влияние на оперативную обстановку с пожарами. При этом расширяется круг лиц, участвующих в профилактике и тушении пожаров, кроме того, подразделения и органы управления Государственной противопожарной службы получают дополнительный источник информации о противопожарном состоянии населенных пунктов и объектов национальной экономики.

Согласно статистическим данным в целом по России за последние десять лет значительно сократились ресурсы добровольной пожарной охраны, что негативно сказывается на показателях оперативной работы.

Аналогичная ситуация имеет место и на территории Ленинградской области. За последние десять лет количество подразделений добровольной пожарной охраны, имеющих пожарную технику (автоцистерны, мотопомпы), сократилось с 334 до 47 (в 7,1 раза), количество пожарной техники сократилось с 237 до 51 единицы (в 4,6 раза). При этом большинство подразделений создано на объектах экономики - 37 подразделений (78,7 процента), которые имеют 40 единиц пожарной техники (78,4 процента).

Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения и территорий муниципальных образований Ленинградской области.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность совершенствования добровольной пожарной охраны в системе обеспечения пожарной безопасности для организации эффективной профилактики и борьбы с пожарами.

Требуется реализация комплекса мер, включающих развитие сети дислокации модульных (быстровозводимых) пожарных постов, создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, развитие структуры противопожарных служб, оснащение современными средствами тушения, а также средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.

Эффективное решение вопросов пожарной безопасности требует участия всего общества. Особая роль должна принадлежать прежде всего органам местного самоуправления, которые работают в прямом постоянном контакте с населением и обязаны решать его насущные проблемы, в том числе по вопросам противопожарной защиты. Нормативными правовыми актами Ленинградской области органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по созданию муниципальной и добровольной пожарной охраны в населенных пунктах. Однако реализация указанных полномочий не имеет планового целенаправленного характера и достаточного финансового обеспечения, что резко снижает результативность работы всей системы обеспечения пожарной безопасности.

Добровольческая деятельность направлена на решение социальных проблем, в перечень которых наряду с профилактикой и тушением пожаров входят:

участие в экологических мероприятиях;

участие в мероприятиях образовательной, просветительской и иной деятельности, направленной на повышение образовательного, культурного уровня, повышение толерантности и интернационализма в обществе;