Недействующий

О Комплексной программе "Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы (с изменениями на 24 ноября 2014 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495)

3.2.3. Научно-техническая политика


В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.09.2009 N 411-85 "Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга" основными целями научно-технической политики Санкт-Петербурга являются:

развитие и эффективное использование научно-технического и образовательного потенциала Санкт-Петербурга;

увеличение вклада науки и техники в социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга;

улучшение экологической и демографической обстановки.

К основным задачам по развитию науки и научно-технической деятельности в Санкт-Петербурге относятся:

осуществление научно-технической политики Санкт-Петербурга в соответствии с государственной научно-технической политикой Российской Федерации;

обеспечение финансовой поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;

развитие и стимулирование научной и инновационной деятельности;

содействие научно-техническому прогрессу;

стимулирование и поддержка научных и научно-технических исследований, экспериментальных разработок;

содействие в подготовке специалистов в научно-технической сфере;

развитие межрегионального и международного научного, научно-технического сотрудничества Санкт-Петербурга;

обеспечение интеграции науки и образования в Санкт-Петербурге.

Научно-техническая политика Санкт-Петербурга осуществляется, исходя из следующих основных принципов:

признание науки приоритетной социально значимой отраслью, определяющей уровень социально-экономического развития Санкт-Петербурга;

свобода и гласность, участие субъектов научно-технической деятельности, осуществляющих научно-техническую деятельность на территории Санкт-Петербурга, в формировании и реализации научно-технической политики Санкт-Петербурга, использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники в Санкт-Петербурге, а также при обсуждении научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, программ развития науки и научно-технической деятельности в Санкт-Петербурге;

поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и научно-технической деятельности;

осуществление научно-технической политики Санкт-Петербурга в соответствии с государственной научно-технической политикой, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники в Российской Федерации;

обеспечение финансовой поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;

развитие межрегионального и международного научного, научно-технического сотрудничества Санкт-Петербурга;

обеспечение интеграции науки и образования в Санкт-Петербурге.

В научном секторе существенным препятствием воспроизводству научно-технологического потенциала в Санкт-Петербурге и полноценному осуществлению инновационной деятельности является отсутствие целостной региональной инновационной системы. Цепочки создания инновационной продукции разомкнуты: фундаментальные исследования не переходят в прикладные, прикладные - в опытно-конструкторские работы, а последние - в промышленную продукцию. В результате указанные звенья цепочки оторваны друг от друга, и каждое решает свои собственные задачи.

Устаревание материально-технической базы. Масштабы финансирования, направляемые на закупки нового оборудования, не обеспечивают компенсацию морального устаревания и физического износа материально-технической базы сферы НИОКР. Наиболее сильно данная тенденция выражена в сфере опытно-конструкторских работ, что ведет к исчерпанию возможности проводить конкурентоспособные исследования и опытно-конструкторские работы.

Качество инновационной активности российских компаний не способствует эффективности функционирования отечественного НТК.

Несоответствие структуры спроса, предъявляемого со стороны бизнеса, и имеющейся структуры научно-технологических заделов. Спрос модернизирующихся компаний на готовые технологии и технологические решения на сегодняшний день главным образом удовлетворяется зарубежными производителями. В свою очередь, компании не заинтересованы в долгосрочных и высокорискованных финансовых вложениях в разработку собственных технологий.

Некоторые элементы инновационной инфраструктуры и институты, такие как сети знаний и кластеры, а также законодательство по интеллектуальной собственности, все еще неразвиты или развиты слабо.

Наука влияет на производство и технологии не только посредством генерации идей, но и по другим каналам - через экономику, организацию и т.д. В формировании культуры наукоемкого производства, основанного на знаниях, важное место принадлежит образованию, поскольку при современном производстве высокой сложности становится очевидным, что чем квалифицированнее работник, тем выше его общая культура и качество его труда. Предполагается, что интеграция образования, науки и производства приведет к повышению инновационного потенциала экономики Санкт-Петербурга. Цель осуществляемых в этой области проектов и программ состоит в подъеме конкурентоспособности предприятий Санкт-Петербурга, благодаря обучению их персонала передовым методам труда и интеграции бизнеса с наукой.