Таблица 15
Уровень программ | Средняя стоимость подготовки одного человека, руб. | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Программы начального профессионального образования | 82328,0 | 61864,0 | 42100,0 |
Программы среднего профессионального образования | 110009,0 | 122499,0 | 78790,0 |
Состояние вопросов внедрения новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования характеризуется данными, приведенными в таблице 16.
Таблица 16
Наименование показателя | Базовые значения | Планируемые значения | |||||
2006 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Доля подведомственных учреждений начального профессионального образования/среднего профессионального образования, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования, проц. | 0,0/ | 100,0/ | 100,0/ | 100,0/ | 100,0/ | 100,0/ | |
2. Доля учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда, проц. | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||
3. Доля контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам специальностей, проц. | 50,2 | 78,1 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100,0 | 100,0 |
4. Доля лиц, обучающихся по программам начального образования/среднего профессионального образования на условиях софинансирования за счет средств работодателей, проц. | 1,2/ | 2,4/ | 5,5/ | 10,0/ | 12,5/ | 15,0/ | 15,0/ |
5. Доля средств, распределяемых по государственному заказу от общего объема средств областного бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров, проц. | 25,0 | 30,0 | 100,0 | 100,0 |
Анализ таблицы 16 показывает, что в Ленинградской области в период с 2006 по 2010 год отмечается положительная динамика по показателям, характеризующим долю контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам специальностей и долю лиц, принятых для обучения по программам профессионального образования по востребованным профессиям. В 2010 году прием за счет средств областного бюджета на обучение по программам начального профессионального и среднего профессионального образования для получения востребованных профессий (специальностей) составил 78,1 проц. С учетом прогноза потребности экономики Ленинградской области в рабочих кадрах и специалистах на 2011-2015 годы (в том числе потребности строящихся и вновь открывающихся производств) сохранится тенденция приоритетного финансирования приема на обучение и подготовку кадров по востребованным укрупненным группам специальностей. В 2015 году доля лиц, принятых на программы профессионального образования по востребованным профессиям, должна составить 100,0 проц.
Одним из условий повышения качества работы учреждений профессионального образования является софинансирование, участие бизнеса, работодателей в финансировании подготовки рабочих кадров и специалистов. Общий объем инвестиций работодателей в государственные бюджетные и автономные образовательные учреждения профессионального образования Ленинградской области в 2009 году (без учета софинансирования национального приоритетного проекта "Образование") в виде высокотехнологичного оборудования составил 19,7 млн. рублей (в том числе общественной организацией "Центр развития некоммерческих организаций" приобретено оборудования на сумму 10,1 млн. рублей). В 2010 году объем софинансирования составил 18,4 млн. рублей.
В сфере профессионального образования Ленинградской области имеет место софинансирование подготовки кадров со стороны работодателей как в виде закупок и поставок оборудования, так и в виде фиксации в договорах конкретных финансовых обязательств и их выполнения. В большей мере это относится к подготовке специалистов со средним профессиональным образованием по педагогическим специальностям. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области "Гатчинский педагогический колледж имени К.Д.Ушинского" и филиалы автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет им.А.С.Пушкина", реализующие программы подготовки по востребованными профессиям, имеют трехсторонние договоры на подготовку кадров с обучающимися и администрациями муниципальных районов. В государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Ленинградской области "Выборгский политехнический колледж "Александровский" по заказу и за счет средств ОАО "Выборгский судостроительный завод" осуществляется подготовка 15 специалистов по специальности среднего профессионального образования "Техник сварочного производства". Практику софинансирования подготовки кадров за счет средств работодателей планируется расширять с тем, чтобы к 2015 году увеличить до 12,6 проц. количество обучающихся по программам профессионального образования на условиях софинансирования за счет средств работодателей. Одной из мер, которые призваны стимулировать работодателей к софинансированию подготовки кадров, является подготовка и принятие постановления Правительства Ленинградской области об участии работодателей в разработке, реализации и финансировании программ профессионального образования и профессиональной подготовки в Ленинградской области.
В Ленинградской области отсутствует практика и механизм конкурсного распределения государственного заказа на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров. В целях создания указанного механизма в 2011 году планируется провести подготовительные мероприятия, в 2012-2013 годах - эксперимент, с 2014 года - полностью перейти на размещение государственного регионального заказа на подготовку кадров на конкурсной основе. Механизм размещения на конкурсной основе государственного регионального заказа на подготовку кадров должен включать комплекс мероприятий, в том числе проведение независимого аудита качества образования в учреждениях - кандидатах на получение заказа, проведение оценки качества подготовки выпускников со стороны ассоциаций и объединений работодателей, предъявление учреждениям - кандидатам на получение заказа обязательных требований, связанных с реализацией программ подготовки кадров (наличие договоров с предприятиями, современного оборудования для организации практического обучения, опыта подготовки по той или иной профессии или специальности, трудоустройство выпускников и др.).
Новая система оплаты труда в Ленинградской области по состоянию на 1 января 2011 года находится в стадии разработки и планируется к внедрению с целью дальнейшего совершенствования оплаты труда в рамках реализации полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В настоящее время в действующую систему оплаты труда вводятся элементы стимулирования эффективной деятельности и качества работы инженерно-педагогических кадров. Так, в соответствии с распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13 августа 2010 года N 1418-р "Об утверждении Показателей образовательных учреждений для установления выплат стимулирующего характера руководителям государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Ленинградской области" (на 2013 год - в соответствии с приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20 сентября 2012 года N 37 "Об утверждении Положения о порядке установления стимулирующих выплат и оказания материальной помощи руководителям государственных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Ленинградской области, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области") руководителям государственных образовательных учреждений профессионального образования осуществляются выплаты стимулирующего характера на основании 19 показателей, характеризующих ключевые направления и результаты функционирования образовательного учреждения, в том числе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 25 июля 2013 года N 223. - См. предыдущую редакцию)
трудоустройство выпускников;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 25 июля 2013 года N 223. - См. предыдущую редакцию)
выполнение плана приема на обучение;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 25 июля 2013 года N 223. - См. предыдущую редакцию)
доля программ, сформированных с участием работодателей;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 25 июля 2013 года N 223. - См. предыдущую редакцию)
наполняемость учебных групп;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 25 июля 2013 года N 223. - См. предыдущую редакцию)
сохранность контингента;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 25 июля 2013 года N 223. - См. предыдущую редакцию)
профессиональная подготовка и переподготовка взрослого населения.