Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 25 июля 2013 года) (утратило силу с 12.05.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 08.05.2014 N 165)

Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда


Образовательную деятельность по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики Ленинградской области по состоянию на 1 января 2011 года осуществляют 44 образовательных учреждения профессионального образования (41 государственное, три негосударственных), в том числе: 11 учреждений начального профессионального образования, 30 учреждений среднего профессионального образования, три учреждения высшего профессионального образования. В государственных образовательных учреждениях обучается 29720 человек, в том числе 13661 человек - за счет средств областного бюджета в рамках государственного регионального заказа.

Региональная сеть образовательных учреждений профессионального образования включает 27 государственных образовательных учреждений, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области (три учреждения высшего профессионального образования, 15 учреждений среднего профессионального образования, девять учреждений начального профессионального образования), четыре государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования, подведомственных комитету по здравоохранению Ленинградской области, одно государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, подведомственное комитету по культуре Ленинградской области, и одно государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, подведомственное комитету по строительству Ленинградской области.

На территории Ленинградской области также осуществляют образовательную деятельность восемь образовательных учреждений среднего профессионального образования федерального подчинения.

Негосударственные образовательные учреждения профессионального образования представлены негосударственным частным образовательным учреждением начального профессионального образования "Салезианское полиграфическое училище имени Дона Боско" (г.Гатчина, Гатчинский муниципальный район), негосударственным частным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Салезианский техникум имени Дона Боско" (г.Гатчина, Гатчинский муниципальный район) и негосударственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Ивангородский гуманитарно-технический колледж" (г.Ивангород, Кингисеппский муниципальный район).

Статус автономных образовательных учреждений на 1 января 2011 года имеют четыре образовательных учреждения профессионального образования, в том числе: два учреждения высшего профессионального образования (автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет им.А.С.Пушкина" и государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградской области "Государственный институт экономики, финансов, права и технологий") и два учреждения среднего профессионального образования (государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области "Сосновоборский политехнический колледж" и государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области "Выборгский политехнический колледж "Александровский").

В настоящее время государственные бюджетные и государственные автономные образовательные учреждения профессионального образования Ленинградской области, ведущие подготовку рабочих кадров и специалистов по профессиям и специальностям начального профессионального и среднего профессионального образования для предприятий и организаций Ленинградской области, располагают 35 учебными корпусами, общее количество ученических мест в которых составляет 15226 мест. Имеются 22 общежития и 29 столовых.

Учебно-производственные мастерские оборудованы в 65 зданиях, в том числе в типовых - 173 мастерских, в приспособленных - 35 мастерских. Кроме того, каждое учреждение, осуществляющее подготовку водителей транспортных средств, имеет зарегистрированный в МРЭО автотрактородром.

Таким образом, сложилась и функционирует территориально-отраслевая организация ресурсов системы профессионального образования, обеспечивающая текущие потребности экономики Ленинградской области. С точки зрения перспективных потребностей регионального рынка труда такая система нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда, характеризуется показателями, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Показатель эффективности Программы

Базовые значения

Планируемые значения

2006 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Доля лиц, принятых на программы начального профессионального образования/среднего профессионального образования по востребованным профессиям (специальностям), проц.

54,2/
48,1

79,4/
65,1

85,0/
83,0

90,0/
85,0

95,0/
90,0

100,0/
90,0

100,0/
90,0

2. Доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования/среднего профессионального образования, проц.

8,5/
2,1

7,0/
3,4

10,5/
5,0

12,7/
8,0

20,6/
10,5

30,4/
15,0

40,0/
20,0

3. Доля доходов учреждений начального профессионального образования/среднего профессионального образования/высшего профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, проц.

2,1/
2,4/
1,6

12,4/
10,3/
5,4

15,5/
15,0/
10,5

20,0/
20,0/
12,5

25,0/
22,5/
15,0

30,0/
25,0/
17,5

35,0/
30,0/
20,0

4. Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях начального профессионального образования/среднего профессионального образования, проц.

7,4/
4,2

13,7/
10,1

15,0/
12,5

17,0/
15,0

20,0/
17,5

25,0/
20,0

25,0/
22,5

5. Доля обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями), проц.

10,2

22,6

25,0

30,0

40,0

50,0

50,0

6. Доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования, проц.

33,7

56,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

7. Доля учреждений профессионального образования, имеющих договоры о совместном использовании ресурсов, в том числе с работодателями, проц.

27,1

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

8. Численность выпускников государственных учреждений начального профессионального образования, чел.

1900

1321

1250

1275

1300

1400

1500

9. Численность выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования, чел.

960

1914

1550

1600

1600

1600

1600


Как видно из таблицы 1 показатель востребованности программ начального профессионального образования и среднего профессионального образования за 2010 год составляет 79,4 проц. и 65,1 проц. соответственно и имеет значительный потенциал роста. На этапе формирования государственного регионального заказа это связано, прежде всего, с более предметной работой муниципальных районов и отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области. Для достижения показателей востребованности программ начального профессионального и среднего профессионального образования (100,0 проц. и 90,0 проц. соответственно) в 2015 году потребуются: выход образовательных учреждений профессионального образования на качественно новый уровень стратегического планирования, разработка новых основных профессиональных образовательных программ, концентрация всех видов ресурсов, отработка новых моделей взаимодействия внутри системы и вне системы профессионального образования.

Предполагается, что к 2015 году доля лиц, обучающихся по программам начального профессионального образования, разработанных по заказам работодателей или с их участием, составит 100,0 проц. Результат будет достигнут за счет того, что все профессии и специальности начального профессионального и среднего профессионального образования в объеме и структуре государственного регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов на этапе разработки будут проходить обязательную процедуру согласования с отделами экономики администраций муниципальных районов, профильными комитетами Администрации Ленинградской области, региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области".

(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 25 июля 2013 года N 223. - См. предыдущую редакцию)

По программам сокращенной подготовки обучаются выпускники школ на базе среднего (полного) общего образования (2006 год - 8,5 проц., 2010 год - 7,0 проц.). Подготовка в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами осуществляется в течение одного-двух лет без выдачи документа о среднем (полном) общем образовании. В 2011-2015 годах показатель доли лиц, обучающихся по программам сокращенной подготовки, предполагается увеличить до 30-40 проц. за счет оптимизации программ профессиональной подготовки на базе 9 класса (создание условий для освоения части общеобразовательных дисциплин в форме вечернего обучения, использование возможностей дистанционного обучения).

Образовательные учреждения профессионального образования Ленинградской области вносят определенный вклад в реализацию программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей. Более эффективно в работе участвуют учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования. В 2011-2015 годах предусматривается увеличить долю доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей до 25 проц. - по учреждениям начального профессионального образования и до 22,5 проц. - по учреждениям среднего профессионального образования. Для этого потребуется более активная работа с предприятиями-заказчиками как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В 2006-2010 годах в системе профессионального образования Ленинградской области достигнут существенный прогресс в сетевом взаимодействии образовательных учреждений с субъектами экономической деятельности. Отбор и утверждение базовых предприятий на уровне Администрации Ленинградской области с участием Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области позволили довести показатель доли учреждений профессионального образования, имеющих договоры о совместном использовании ресурсов, в том числе с работодателями, до 100,0 проц. В дальнейшем сетевое взаимодействие предполагается вывести на качественно новый уровень за счет создания многопрофильных ресурсных центров, участия образовательных учреждений профессионального образования в формировании бизнес-инкубаторов, технопарков, учебно-научно-производственных комплексов, инновационных малых предприятий. Приоритет в совместном использовании ресурсов отдается основным средствам предприятий, участвующим в инновационных технологических процессах.

Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования Ленинградской области в период с 2006 по 2010 год выросла с 7,4 проц. и 4,2 проц. до 13,7 проц. и 10,1 проц. соответственно. Результат достигнут за счет использования различных инструментов, методов концентрации и оптимального использования ресурсов системы профессионального образования, таких как работа представителей предприятий в учреждениях профессионального образования на условиях совместительства; привлечение специалистов-производственников к руководству производственной практикой; обучение в ходе освоения новой техники и технологий. К 2015 году планируется увеличить показатель по учреждениям начального профессионального образования и среднего профессионального образования до 25,0 проц. и 22,5 проц. соответственно, в том числе за счет реализации комплекса мер по повышению материальной заинтересованности представителей предприятий инновационного сектора экономики в работе в качестве преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения.

Демократический, государственно-общественный характер управления учреждениями профессионального образования обеспечивается деятельностью органов самоуправления, которые в настоящее время представлены общими собраниями образовательных учреждений, советами образовательных учреждений, педагогическими советами, органами ученического и студенческого соуправления, советами и координационными группами по направлениям инновационной деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в двух образовательных учреждениях среднего профессионального образования, являющихся автономными, с 2010 года функционируют наблюдательные советы, которые возглавляют представители базовых предприятий. Наблюдательные советы на коллегиальной основе решают вопросы жизнедеятельности образовательных учреждений, включая вопросы выработки стратегии их развития, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Дальнейшее развитие органов самоуправления может осуществляться по линии создания соответствующих региональных и координационных структур (совет директоров образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области, совет по реализации долгосрочной целевой программы "Региональная комплексная программа модернизации профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы", стратегические команды по развитию ресурсных центров и др.).

Анализ территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования подтверждает в основном ее соответствие актуальным и перспективным потребностям рынка труда и прогнозу потребностей экономики Ленинградской области в кадрах на 2011-2015 годы. В частности, ресурсная база в виде оборудования, оснащения базы практического обучения в 36 проц. образовательных учреждений профессионального образования устарела физически и морально. Объемы финансирования, которые установились на протяжении последних пяти лет, не позволяют в ближайшее время в полной мере обновить инфраструктуру образовательной деятельности, привести ее в соответствие с современными требованиями.

Мониторинг предложений рынка учебного оборудования показал, что только в 2006 году в продаже появились серийные учебные кабинеты и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, тренажерами с необходимым программным обеспечением, разработанным отечественными производителями для элементной базы зарубежного производства. Вместе с тем перечень этого оборудования ограничен.

К наиболее изношенному оборудованию относятся станочный парк (оборудование по металлообработке со сроком службы более 20 лет составляет 49 проц.), тракторы и сельскохозяйственные машины (замены требует не менее 60 проц. оборудования).

Отставание оснащения материально-технической и учебно-производственной базы образовательных учреждений профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства ведет к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников училищ и колледжей. Образовательные учреждения профессионального образования (училища, техникумы, колледжи) теряют свою привлекательность для потенциальных абитуриентов, учащихся общеобразовательных школ, что напрямую влияет на показатели приема в учреждения профессионального образования.

С 2002 года осуществляется полномасштабное обновление оборудования за счет средств областного бюджета Ленинградской области.