Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 19 августа 2013 года) (утратило силу с 18.08.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 11.08.2014 N 365)

Таблица 5

     

Формирование службы врачей общей практики в Ленинградской области

Годы

Число ВОП
(чел.)

Общее число посещений
(тыс.)

Средняя функция врачебной должности (ед.)

2001

59

351,7

5961

2002

61

381,8

6590

2003

87

513,1

5897,7

2004

90

530,6

5895,5

2005

106

608

5735,8

2006

116

640,5

5521,6

2007

123

649,6

5281,3

2008

123

661,8

5380,5

2009

128

734,96

5741,9

2010

144

795,05

5521,2


В сельской местности работает 74 специалиста, или 51,4% общей численности ВОП. В 2010 году процент посещений ВОП от всех посещений врачей амбулаторно-поликлинических учреждений составил 7,1%. В 2010 году увеличилось количество пациентов, состоящих на диспансерном учете у ВОП, до 44035 (2009 год - 40423).

С 2008 года в Тосненском и Гатчинском муниципальных районах работают передвижные офисы врачей общей практики. Анализ опыта применения данной формы работы показал целесообразность ее развития. В 2010 году за счет средств областного бюджета приобретены и начали работу еще 11 передвижных офисов врачей общей практики (в настоящее время - 13 единиц в Бокситогорском, Волосовском, Волховском, Гатчинском, Кингисеппском, Кировском, Лужском, Подпорожском, Приозерском, Сланцевском, Тихвинском, Тосненском муниципальных районах).

Кроме развития системы ВОП реформирование работы амбулаторно-поликлинических служб проводится по следующим направлениям: изменение и расширение функций среднего медицинского персонала, организация в поликлинических учреждениях отделений (кабинетов) доврачебного приема, фельдшерских отделений, проводится работа по передаче части врачебных обязанностей среднему медицинскому персоналу, выполнению мероприятий профилактического характера (совершенствование работы школ для больных с артериальной гипертензией, бронхиальной астмой, сахарным диабетом), развитию медицинской и медико-социальной помощи на дому, в том числе организации работы стационаров на дому. Проводятся также подворовые обходы в целях максимального контакта с населением участков, закрепленных за медицинскими работниками, полного выявления факторов риска развития заболеваний, профилактики, наблюдения за малоподвижными пациентами. Подворовые обходы необходимы в ситуациях, связанных с воздействием неблагоприятных климатических факторов, других факторов экстремального воздействия на здоровье населения.

В течение 2008-2010 годов в поликлиниках проведена реорганизация работы регистратур, организованы телефонные консультации, созданы фельдшерские отделения. Продолжается совершенствование работы кабинетов доврачебного приема. В настоящее время 37 кабинетов организованы во всех крупных поликлиниках. В муниципальных учреждениях здравоохранения начали работать стационары на дому (как разновидность дневных стационаров). В 2010 году в стационарах на дому получили лечение 1590 больных, средняя длительность лечения одного больного составила 9,4 дня. Данная форма востребована для лечения пациентов с ограниченными возможностями, не нуждающихся в лечении в круглосуточном стационаре.

В целях повышения доступности медицинской помощи для сельского населения развивается система выездной работы специалистов здравоохранения. В 2010 году 986 специалистов муниципального здравоохранения выезжали в сельские поселения 10758 раз. Осмотрено при выездах 250987 человек, в том числе 7871 ребенок до года, 1198 беременных женщин, 14987 диспансерных больных и 47855 человек, подлежащих дополнительной диспансеризации. С целью доступность специализированной медицинской помощи для сельского население в муниципальные учреждения здравоохранения в 2010 году выезжали 324 врача из областных больниц и диспансеров. Количество выездов составило 1708. При выездах проконсультировано 15936 пациентов, в том числе детей до года - 409, беременных женщин - 125, диспансерных больных - 7987.

В течение последних трех лет в Ленинградской области при сотрудничестве с факультетом последипломной подготовки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им.академика И.П.Павлова проводится повышение квалификации врачей амбулаторного звена без отрыва от работы. В 2008-2010 годах на выездных циклах повышения квалификации прошли обучение 107 терапевтов и врачей общей практики.

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения имеются проблемы, при общей заболеваемости ниже средней по Российской Федерации показатели смертности высоки.

Доля амбулаторной помощи в общем объеме медицинской помощи, оказанной населению Ленинградской области, в 2010 году возросла до 74,8%. В сравнении с 2009 годом количество мест в дневных стационарах при поликлиниках увеличилось на 3,5%. В дневных стационарах муниципальных учреждений здравоохранения в 2010 году пролечено больных на 10,0% больше, чем в 2009 году.

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи в Ленинградской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи.

Третий уровень системы оказания медицинской помощи представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, и включает: участковую терапевтическую службу, врачей-специалистов, кабинет (отделение) профилактики, имеющий в составе смотровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, электрографию, школы здоровья, лабораторную диагностику и центры здоровья, а также неотложную медицинскую помощь и медицинскую помощь в дневных стационарах. Состав врачей-специалистов определяется в зависимости от уровня и структуры заболеваемости населения, прикрепленного к ЛПУ. С целью профилактики суицидальных состояний в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р о Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, приказом Минздрава России от 6 мая 1998 года N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением" (с учетом Методических рекомендаций по организации региональной суицидологической службы, положений "Об отделении "Телефон доверия" "О кабинете социально-психологической помощи", "Об отделении кризисных состояний") в учреждениях первичного звена в 2012 году будут работать кабинеты (отделения) кризисных состояний, кабинеты социально психологической помощи, отделения "Телефон доверия".

Второй уровень представлен межмуниципальными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи и организации оказания неотложной медицинской помощи. В межмуниципальных центрах с 2011 года будут применяться стационаро-замещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, широко использоваться диагностические процедуры, специальные рентгенологические исследования, включая компьютерную томографию.

Первый уровень - консультативно-диагностическая специализированная помощь, организованная в областных консультативно-диагностических центрах, в которых проводятся консультации и диагностические обследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения выполняют организационно-методическую функцию.

На всех уровнях системы оказания медицинской помощи осуществляется взаимодействие ЛПУ с центрами здоровья: направление пациентов, имеющих факторы риска заболеваний, из центров здоровья в амбулаторно-поликлинические учреждения, наблюдение пациентов, взаимный обмен информацией.

Оказание неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях планируется организовать следующим образом:

вызовы по поводу оказания неотложной помощи, поступившие на станции (отделения) скорой медицинской помощи в рабочее время специалистов первичного звена, передаются в регистратуры поликлиник для обслуживания данных вызовов врачами первичного звена;

в регистратуру передаются все повторные вызовы, сделанные в течение суток одним и тем же пациентом, либо три вызова в неделю, все состояния и заболевания, требующие коррекции лечения, а также неотложные состояния при отказе пациента от госпитализации в стационар.

Отделения неотложной медицинской помощи будут открыты к 2013 году на базе всех указанных учреждений здравоохранения Ленинградской области.

Реализация такой схемы позволит осуществить поэтапное оказание помощи, соблюсти принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволит компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволит на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу, деятельность центров здоровья, своевременно выявлять пациентов, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, эффективно использовать дорогостоящее оборудование, компенсировать дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям, снизить сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам. Рациональная организация поэтапного оказание амбулаторной медицинской помощи, использование дневных стационаров для лечения, организация неотложной медицинской помощи уменьшат нагрузку на специализированную стационарную помощь, скорую медицинскую помощь, а также количество затратных видов стационарного лечения.