Примерный учебный план образовательных учреждений для X-XI классов реализует модель профильного обучения, а также модели школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицейского, гимназического образования. Освоение программ гимназических, лицейских, углубленного изучения предметов, профильного обучения осуществляется только в режиме 6-дневной учебной недели.
Модель профильного обучения предполагает стандартизацию двух уровней изучения основных учебных предметов: базисного и профильного, включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов, которые может выбрать обучающийся в соответствии с индивидуальным профилем образования. Состав федерального компонента определяет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
При организации профильного обучения образовательное учреждение из предложенного ФБУП-2004 перечня дисциплин должно выбрать не менее двух учебных предметов для изучения на профильном уровне (примерно 30% учебной нагрузки). Предметы, выбранные для изучения на профильном уровне, на базовом уровне не изучаются. Уменьшать число часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях, запрещено.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных курсов по выбору обучающихся (элективные курсы), для проведения учебных практик и проектно-исследовательской деятельности и т.п. По объему часов элективные курсы в старшей школе могут достигать 70 часов за два года обучения, при обязательном условии, что на элективные курсы отводится не менее 4 часов в неделю в X-XI классах (280 часов за два года обучения). Для реализации права выбора обучающимся 3-4 элективных курсов следует предложить не менее 5-6 возможных вариантов.