РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 апреля 2011 года N 568-р
О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2011/2012 учебный год
В целях организации работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, по разработке учебных планов на 2011/2012 учебный год в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях":
1. Утвердить примерный учебный план образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования (далее - примерный учебный план), согласно приложению и обеспечить введение примерного учебного плана в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, находящихся в ведении Комитета по образованию (далее - ГОУ), с 01.09.2011.
2. Рекомендовать администрациям районов Санкт-Петербурга организовать ведение текущего контроля:
за соблюдением требований к структуре учебного плана образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (далее - учебный план), и выполнением нормы учебных часов, предназначенных на изучение предметов;
за обеспечением введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в первых классах подведомственных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования;
за обеспечением условий для введения третьего урока в неделю по предмету "Физическая культура" в подведомственных образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
3. Руководителям ГОУ:
3.1. Использовать примерный учебный план как основу при разработке учебного плана.
3.2. В целях предупреждения перегрузки учащихся обеспечить контроль за соблюдением гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
3.3. При внесении изменений в учебный план в части дополнительных общеобразовательных программ, введение которых согласовано с учредителем, своевременно предоставлять информацию в отдел лицензирования образовательной деятельности Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования Комитета по образованию в целях проведения их лицензирования.
4. Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО):
4.1. Обеспечить проведение в 2011/2012 учебном году системы мероприятий по повышению квалификации педагогических кадров, способствующих внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и подготовке к внедрению федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования.
4.2. Разработать методические рекомендации по реализации учебного плана для гимназий, лицеев, школ с углублённым изучением отдельных предметов и специальных (коррекционных) образовательных учреждений и представить их в Комитет по образованию в срок до 01.05.2011.
4.3. Разработать методические рекомендации по реализации учебного плана для первых классов с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, преподаванию предметов "Физическая культура" и "Технология", направить их в отделы, осуществляющие управление в сфере образования, администраций районов Санкт-Петербурга, и разместить их на сайте СПб АППО в срок до 01.05.2011.
5. Рекомендовать руководителям негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, использовать примерный учебный план как основу при разработке учебного плана.
6. Считать утратившими силу:
- распоряжение Комитета по образованию от 24.12.2007 N 1729-р "О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/2009 учебный год", за исключением пункта 6;
- распоряжение Комитета по образованию от 02.04.2010 N 467-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 24.12.2007 N 1729-р".
7. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Воробьёву Ж.В.
Председатель Комитета
О.В.Иванова
Примерный учебный план
образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования
С 1 сентября 2011 года учебные планы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования (далее - образовательные учреждения), формируются в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (далее - ФБУП-2004), федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 N 1089" (для 2-11 классов) и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (далее - ФГОС НОО) (для 1-х классов).
Примерный учебный план образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (далее - примерный учебный план) на 2011/2012 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", и предусматривает в соответствии с ФБУП-2004 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2-4 классы - не менее 34 учебных недель;
- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период);
- 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Организация профильного обучения в 10-11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1 классов - не должен превышать 4 уроков, один раз в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков, один раз в неделю - 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- используется "ступенчатый" режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 45 минут каждый;
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели (5 или 6 дней), в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10. В первом классе допускается только пятидневная учебная неделя, во 2-4 классах рекомендуется обучение в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 N 889 в объем недельной учебной нагрузки образовательных учреждений вводится третий час физической культуры.
При разработке содержания третьего часа учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развития устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.
При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется в полной мере использовать для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты, а также спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности и спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 N ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 N ЮН-02-09/4912).
Региональной спецификой базисного учебного плана является:
- изучение курсов "История и культура Санкт-Петербурга" на первой и второй ступенях обучения и "Основы безопасности жизнедеятельности" на второй ступени обучения (как отдельных курсов или модулей различных предметов);
- включение редких иностранных языков (финского, польского, итальянского, греческого, китайского, японского, хинди, турецкого и др.) в число иностранных языков, традиционно изучаемых в системе общего образования (английский, немецкий, испанский, французский);
- выделение дополнительного времени на изучение русского языка в старшей школе;
- интеграция информационных и коммуникационных технологий в школьные дисциплины, предполагающей освоение ИКТ в ходе использования.
Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы:
- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана;
- на организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;
- для деления класса на группы при изучении отдельных предметов по согласованию с учредителем (используемые подобным образом часы не подлежат повторному удвоению);
- для занятий проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.
При проведении учебных занятий по предметам "Иностранный язык" во 2-11 классах, "Технология", "Информатика и ИКТ" в 5-11 классах, "Физическая культура" в 10-11 классах, а также при изучении элективных курсов в 9-11 классах осуществляется деление их на две группы (при наполняемости класса 25 человек).
По согласованию с главами районных администраций, являющихся главными распорядителями средств бюджета, допускается деление класса на две группы во время проведения практических занятий по физике и химии в лицеях и школах с углубленным изучением физики и химии (при наполняемости класса 25 человек), а также деление классов на три группы при реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по иностранному языку (при изучении первого, основного иностранного языка) в гимназиях и школах с углублённым изучением иностранного языка, начиная со второго класса (при наполняемости класса 25 человек). При использовании часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения в гимназиях, лицеях и школах с углублённым изучением отдельных предметов по согласованию с учредителями образовательного учреждения разрешается производить деление класса на группы (при наполняемости класса 25 человек).
При составлении учебного плана образовательного учреждения индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10. При этом добровольный и самостоятельный выбор учеником дополнительных занятий сверх установленного нормами объема может быть удовлетворен образовательным учреждением при наличии согласия родителей (законных представителей) и отсутствии медицинских противопоказаний.
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников на текущий учебный год. При изучении предметов, курсов регионального компонента и компонента образовательного учреждения допускается использование пособий и программ, рекомендованных к использованию Региональным экспертным советом Комитета по образованию (по 2010 год включительно) или Экспертным научно-методическим советом Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (с 2011 года).