ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2011 года N 301
О Комплексной программе развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы
(с изменениями на 30 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 года N 453
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 8 июля 2011 года N 930;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 8 июля 2011 года N 931;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2013 года N 1113.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.02.2008 N 92-20 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Комплексную программу развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Комитету по науке и высшей школе координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы в части, касающейся высшего профессионального и среднего профессионального образования.
3. Комитету по образованию координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы в части, касающейся начального профессионального образования.
4. Комитету по науке и высшей школе и Комитету по образованию:
4.1. Ежегодно до 1 марта информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения мероприятий Программы.
4.2. Осуществлять разработку мероприятий, касающихся среднего и начального профессионального образования, на 2012-2015 годы путем внесения изменений в Программу, в том числе с учетом изменений федерального законодательства.
5. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:
5.1. Обеспечивать реализацию мероприятий Программы.
5.2. Один раз в год до 15 декабря представлять отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием величины произведенных расходов: в Комитет по науке и высшей школе - в части, касающейся высшего профессионального и среднего профессионального образования, в Комитет по образованию - в части, касающейся начального профессионального образования.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Манилову А.Ю.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы
(с изменениями на 30 декабря 2013 года)
Наименование Программы | - Комплексная программа развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
Разработчики Программы | - Комитет по науке и высшей школе и Комитет по образованию |
Исполнители Программы | - Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга; |
Срок реализации Программы | - 2011-2015 гг. |
Цели Программы | - кадровое обеспечение модернизации и технологического развития экономики в Санкт-Петербурге; |
Перечень основных мероприятий Программы | - программа включает в себя мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение заявленных целей и реализуемые по трем уровням профессионального образования: высшему, среднему и начальному. |
Источник финансирования Программы | - бюджет Санкт-Петербурга |
Объем финансирования Программы | - 2011-2015 годы: |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2013 года N 1113. - См. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - реализация Программы позволит: |
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, координирующие деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы | - Комитет по науке и высшей школе - в части, касающейся высшего профессионального и среднего профессионального образования, Комитет по образованию - в части, касающейся начального профессионального образования |
Программа разработана во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 09.09.2010 N Пр-2663 по результатам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31.08.2010 и в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.02.2008 N 92-20 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
Выбор инновационной стратегии развития страны, направленность на модернизацию и технологическое развитие экономики России на инновационной основе обуславливают необходимость выработки и реализации политики в области профессионального образования, решающего важнейшую задачу кадрового обеспечения проводимых преобразований.
Экономика в Санкт-Петербурге, несмотря на определенные потери в период глобального финансового кризиса, имеет значительный стартовый социально-экономический потенциал, позволяющий при эффективном использовании рассчитывать на успешную модернизацию промышленности города, стабилизацию, подъем экономики и ее расширенное воспроизводство, относительно быстрое формирование кластерных структур, всестороннюю адаптацию города к новым экономическим и социальным вызовам, формирующимся под воздействием глобальных и локальных экономико-политических тенденций. Все это, в конечном итоге, приведет к росту качества жизни населения в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург является организующим центром обширной территории страны, расположенной в границах северо-западного экономического региона, реализуя при этом функции транспортного, делового, торгового, промышленного и культурного центра и обслуживая внешнеэкономические связи всех регионов России. Санкт-Петербург имеет огромный потенциал развития кластерной инфраструктуры (в таких отраслях, как фармацевтика, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность и деревообработка, строительство, энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, автомобилестроение, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, пищевая промышленность).
Увеличение валового регионального продукта в Санкт-Петербурге и объемов выпуска конкурентоспособной продукции в 2020 году по сравнению с 2010 годом в два раза (инновационный сценарий развития основных отраслей) может быть обеспечено только при наличии квалифицированных кадров.
Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости экономически активного населения, развитие трудовой мобильности высвобождаемых работников экономики в Санкт-Петербурге, улучшение условий труда и повышение социального обеспечения работающих повысят привлекательность системы профессионального образования и должны обеспечить приток молодых специалистов. Особую роль в этом должны сыграть образовательные учреждения среднего профессионального образования Санкт-Петербурга как основные поставщики квалифицированной рабочей силы, востребованной на региональном рынке труда.
Реализация выбранной Санкт-Петербургом стратегии модернизации системы профессионального образования осуществляется по нескольким направлениям:
институциональные изменения в системе профессионального образования, направленные на формирование сети образовательных учреждений всех уровней профессионального образования и структуры подготовки специалистов и рабочих кадров, соответствующих потребностям современной экономики;
обеспечение инновационного характера профессионального образования на основе внедрения современных образовательных технологий, реализации новых подходов к организации образовательного процесса;
инфраструктурные изменения системы профессионального образования, основанные на развитии ее кадрового потенциала, материально-технической базы образовательной деятельности и социальной инфраструктуры;
инвестиционный подход к развитию системы профессионального образования, основанный на концентрации ресурсов при решении наиболее важных задач, определяющих возможности и перспективы всей системы профессионального образования Санкт-Петербурга;
развитие информационного обеспечения происходящих в системе профессионального образования процессов, расширение возможностей выбора профессии, специальности, образовательного учреждения и сферы дальнейшей деятельности на основе объективной информации о содержании и качестве предоставляемых образовательных услуг.
Институциональные изменения в системе профессионального образования не только затрагивают ее структуру, но и обеспечивают повышение эффективности реализации ее потенциала.
В настоящее время система профессионального образования в Санкт-Петербурге представлена образовательными организациями разных форм собственности и разного ведомственного подчинения трех уровней профессионального образования: высшего, среднего и начального, а также научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования. Высшие учебные заведения, расположенные на территории Санкт-Петербурга, решают задачи подготовки кадров для отраслей экономики, социальной и культурной сфер Санкт-Петербурга, а также общероссийские государственные задачи кадрового обеспечения отраслей экономики практически всех регионов России. Система среднего профессионального образования работает преимущественно на региональный рынок труда, а начального профессионального образования - исключительно на региональный рынок труда.
Система профессионального образования в Санкт-Петербурге является крупнейшей отраслью социальной сферы, обеспечивающей обучение и социализацию более 520 тыс. студентов, и одной из крупнейших отраслей экономики в Санкт-Петербурге с 80 тыс. работников и общим объемом финансирования более 50 млрд.руб. в год.
Отдельные инвестиции в конкретные сектора и сегменты системы, определяющие инновационный характер развития, не обеспечат успешность ее модернизации без качественных изменений всей инфраструктуры профессионального образования: качественного переоснащения материально-технической базы, в том числе социальной инфраструктуры, развития кадрового потенциала.
Развитие материально-технической базы системы профессионального образования в Санкт-Петербурге осуществляется по нескольким направлениям:
содействие реализации инвестиционных проектов федеральных образовательных учреждений;
ремонт и новое строительство зданий образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга, оснащение их новейшим учебно-лабораторным оборудованием;
развитие социальной инфраструктуры системы профессионального образования, в том числе реконструкция и новое строительство межвузовских объектов (в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга).
Для Санкт-Петербурга вопрос развития социальной инфраструктуры системы профессионального образования, в том числе строительства и реконструкции студенческих общежитий, имеет особое значение. Вузы, расположенные на территории Санкт-Петербурга, и целый ряд колледжей обеспечивают подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием не только для Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, но и для других регионов России. В Санкт-Петербурге учится также более 14 тыс. иностранных граждан: студентов, аспирантов, докторантов, стажеров. Доля иногородних студентов, принятых на первый курс, увеличилась с 30 процентов в 1999 году до 52 процентов в 2009 году и 59 процентов в 2010 году. Соответственно резко обострилась проблема дефицита мест в общежитиях. Кроме того, значительная часть общежитий физически и морально устарела и требует срочного ремонта.
Другое важное направление развития системы профессионального образования в Санкт-Петербурге - укрепление ее кадрового потенциала, развитие системы социальной защиты работников и обучающихся, которое осуществляется по нескольким направлениям:
развитие системы морального и материального стимулирования преподавательского состава, проведение конкурсов профессионального мастерства;
перевод образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, и повышение уровня оплаты труда;
принятие дополнительных мер по обеспечению социальной защищенности различных категорий работников и обучающихся учреждений системы профессионального образования в Санкт-Петербурге.
Подобным же образом решается другая серьезная задача, касающаяся развития кадрового потенциала, - обеспечение воспроизводства кадров системы профессионального образования в Санкт-Петербурге в условиях быстрого старения профессорско-преподавательского состава и научного персонала и сложной демографической ситуации. На решение этой задачи направлено развитие сформированной в Санкт-Петербурге в последние годы системы отбора и поддержки профессионально ориентированной молодежи, включающей различные формы работы со всеми ее категориями от учащихся старших классов до молодых ученых.
Важным результатом развития системы профессионального образования в Санкт-Петербурге и одновременно индикатором ее состояния является повышение конкурентоспособности на общероссийском и международном рынке образовательных услуг, развитие кооперации с российскими и зарубежными учебными заведениями и международными организациями, других форм межрегиональных и международных связей.
Программа включает в себя мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение заявленных целей, реализуемые по трем уровням профессионального образования: высшему, среднему и начальному.
Основными направлениями реализации Программы являются:
развитие системы поддержки и отбора талантливой профессионально ориентированной молодежи в Санкт-Петербурге, повышение качества и доступности профессионального образования в Санкт-Петербурге;
развитие системы профессионального образования в Санкт-Петербурге. Оптимизация сети образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга;
развитие материально-технической базы и социальной сферы системы профессионального образования в Санкт-Петербурге;
взаимодействие системы профессионального образования в Санкт-Петербурге и рынка труда в Санкт-Петербурге;
информационное, законодательное и научное обеспечение деятельности системы профессионального образования в Санкт-Петербурге, развитие ее экспортного потенциала;
инновационное развитие и повышение качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в Санкт-Петербурге;
совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по отраслевому принципу в Санкт-Петербурге.
К реализации мероприятий Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, образовательные учреждения высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, расположенные на территории Санкт-Петербурга, объединения работодателей, общественные организации.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на пять лет с 2011 года по 2015 год.