Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2011 года N 301

О Комплексной программе развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы

(с изменениями на 30 декабря 2013 года)   
  ____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 года N 453
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах


В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.02.2008 N 92-20 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Комплексную программу развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Комитету по науке и высшей школе координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы в части, касающейся высшего профессионального и среднего профессионального образования.

3. Комитету по образованию координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы в части, касающейся начального профессионального образования.

4. Комитету по науке и высшей школе и Комитету по образованию:

4.1. Ежегодно до 1 марта информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения мероприятий Программы.

4.2. Осуществлять разработку мероприятий, касающихся среднего и начального профессионального образования, на 2012-2015 годы путем внесения изменений в Программу, в том числе с учетом изменений федерального законодательства.

5. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:

5.1. Обеспечивать реализацию мероприятий Программы.

5.2. Один раз в год до 15 декабря представлять отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием величины произведенных расходов: в Комитет по науке и высшей школе - в части, касающейся высшего профессионального и среднего профессионального образования, в Комитет по образованию - в части, касающейся начального профессионального образования.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Манилову А.Ю.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 17 марта 2011 года N 301

     
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы

(с изменениями на 30 декабря 2013 года)

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

- Комплексная программа развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Разработчики Программы

- Комитет по науке и высшей школе и Комитет по образованию

Исполнители Программы

- Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга;
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
Комитет по здравоохранению;
Комитет по информатизации и связи;
Комитет по культуре;
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;
Комитет финансов Санкт-Петербурга;
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли;
Жилищный комитет

Срок реализации Программы

- 2011-2015 гг.

Цели Программы

- кадровое обеспечение модернизации и технологического развития экономики в Санкт-Петербурге;
дальнейшее развитие системы профессионального образования в Санкт-Петербурге как крупнейшей отрасли социальной сферы;
развитие взаимодействия системы профессионального образования в Санкт-Петербурге и рынка труда в Санкт-Петербурге

Перечень основных мероприятий Программы

- программа включает в себя мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение заявленных целей и реализуемые по трем уровням профессионального образования: высшему, среднему и начальному.
Основными направлениями реализации Программы являются:
развитие системы поддержки и отбора талантливой профессионально ориентированной молодежи в Санкт-Петербурге, повышение качества и доступности профессионального образования в Санкт-Петербурге;
развитие системы профессионального образования в Санкт-Петербурге. Оптимизация сети образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга;
развитие материально-технической базы и социальной сферы системы профессионального образования в Санкт-Петербурге;
взаимодействие системы профессионального образования в Санкт-Петербурге и рынка труда в Санкт-Петербурге;
информационное, законодательное и научное обеспечение деятельности системы профессионального образования в Санкт-Петербурге, развитие ее экспортного потенциала;
инновационное развитие и повышение качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в Санкт-Петербурге;
совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по отраслевому принципу в Санкт-Петербурге

Источник финансирования Программы

- бюджет Санкт-Петербурга

Объем финансирования Программы

- 2011-2015 годы:
средства бюджета Санкт-Петербурга - 1507980,8 тыс.руб.,
в том числе по годам:
средства бюджета Санкт-Петербурга 2011 года - 1374220,8 тыс.руб.;
средства бюджета Санкт-Петербурга 2012 года - 33440,0 тыс.руб.;
средства бюджета Санкт-Петербурга 2013 года - 35140,0 тыс.руб.;
средства бюджета Санкт-Петербурга 2014 года - 35055,0 тыс.руб.;
средства бюджета Санкт-Петербурга 2015 года - 35140,0 тыс.руб.

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2013 года N 1113. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- реализация Программы позволит:
сформировать целостную систему отбора, профессиональной ориентации и сопровождения карьеры талантливой профессионально ориентированной молодежи в Санкт-Петербурге;
повысить престиж востребованных на рынке труда в Санкт-Петербурге специальностей и профессий;
снизить дефицит кадров экономики в Санкт-Петербурге по специальностям и профессиям, наиболее востребованным на предприятиях и в организациях в Санкт-Петербурге;
отремонтировать и реконструировать здания и сооружения образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга, оснастить их современным учебно-производственным и информационным оборудованием;
оптимизировать сеть образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга с учетом потребностей Санкт-Петербурга в объемах подготовки квалифицированных рабочих и специалистов

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, координирующие деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы

- Комитет по науке и высшей школе - в части, касающейся высшего профессионального и среднего профессионального образования, Комитет по образованию - в части, касающейся начального профессионального образования

     

     

2. Введение


Программа разработана во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 09.09.2010 N Пр-2663 по результатам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31.08.2010 и в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.02.2008 N 92-20 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования".

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Выбор инновационной стратегии развития страны, направленность на модернизацию и технологическое развитие экономики России на инновационной основе обуславливают необходимость выработки и реализации политики в области профессионального образования, решающего важнейшую задачу кадрового обеспечения проводимых преобразований.

Экономика в Санкт-Петербурге, несмотря на определенные потери в период глобального финансового кризиса, имеет значительный стартовый социально-экономический потенциал, позволяющий при эффективном использовании рассчитывать на успешную модернизацию промышленности города, стабилизацию, подъем экономики и ее расширенное воспроизводство, относительно быстрое формирование кластерных структур, всестороннюю адаптацию города к новым экономическим и социальным вызовам, формирующимся под воздействием глобальных и локальных экономико-политических тенденций. Все это, в конечном итоге, приведет к росту качества жизни населения в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург является организующим центром обширной территории страны, расположенной в границах северо-западного экономического региона, реализуя при этом функции транспортного, делового, торгового, промышленного и культурного центра и обслуживая внешнеэкономические связи всех регионов России. Санкт-Петербург имеет огромный потенциал развития кластерной инфраструктуры (в таких отраслях, как фармацевтика, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность и деревообработка, строительство, энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, автомобилестроение, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, пищевая промышленность).

Увеличение валового регионального продукта в Санкт-Петербурге и объемов выпуска конкурентоспособной продукции в 2020 году по сравнению с 2010 годом в два раза (инновационный сценарий развития основных отраслей) может быть обеспечено только при наличии квалифицированных кадров.

Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости экономически активного населения, развитие трудовой мобильности высвобождаемых работников экономики в Санкт-Петербурге, улучшение условий труда и повышение социального обеспечения работающих повысят привлекательность системы профессионального образования и должны обеспечить приток молодых специалистов. Особую роль в этом должны сыграть образовательные учреждения среднего профессионального образования Санкт-Петербурга как основные поставщики квалифицированной рабочей силы, востребованной на региональном рынке труда.

Реализация выбранной Санкт-Петербургом стратегии модернизации системы профессионального образования осуществляется по нескольким направлениям:

институциональные изменения в системе профессионального образования, направленные на формирование сети образовательных учреждений всех уровней профессионального образования и структуры подготовки специалистов и рабочих кадров, соответствующих потребностям современной экономики;

обеспечение инновационного характера профессионального образования на основе внедрения современных образовательных технологий, реализации новых подходов к организации образовательного процесса;

инфраструктурные изменения системы профессионального образования, основанные на развитии ее кадрового потенциала, материально-технической базы образовательной деятельности и социальной инфраструктуры;

инвестиционный подход к развитию системы профессионального образования, основанный на концентрации ресурсов при решении наиболее важных задач, определяющих возможности и перспективы всей системы профессионального образования Санкт-Петербурга;

развитие информационного обеспечения происходящих в системе профессионального образования процессов, расширение возможностей выбора профессии, специальности, образовательного учреждения и сферы дальнейшей деятельности на основе объективной информации о содержании и качестве предоставляемых образовательных услуг.

Институциональные изменения в системе профессионального образования не только затрагивают ее структуру, но и обеспечивают повышение эффективности реализации ее потенциала.

В настоящее время система профессионального образования в Санкт-Петербурге представлена образовательными организациями разных форм собственности и разного ведомственного подчинения трех уровней профессионального образования: высшего, среднего и начального, а также научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования. Высшие учебные заведения, расположенные на территории Санкт-Петербурга, решают задачи подготовки кадров для отраслей экономики, социальной и культурной сфер Санкт-Петербурга, а также общероссийские государственные задачи кадрового обеспечения отраслей экономики практически всех регионов России. Система среднего профессионального образования работает преимущественно на региональный рынок труда, а начального профессионального образования - исключительно на региональный рынок труда.

Система профессионального образования в Санкт-Петербурге является крупнейшей отраслью социальной сферы, обеспечивающей обучение и социализацию более 520 тыс. студентов, и одной из крупнейших отраслей экономики в Санкт-Петербурге с 80 тыс. работников и общим объемом финансирования более 50 млрд.руб. в год.

Отдельные инвестиции в конкретные сектора и сегменты системы, определяющие инновационный характер развития, не обеспечат успешность ее модернизации без качественных изменений всей инфраструктуры профессионального образования: качественного переоснащения материально-технической базы, в том числе социальной инфраструктуры, развития кадрового потенциала.

Развитие материально-технической базы системы профессионального образования в Санкт-Петербурге осуществляется по нескольким направлениям:

содействие реализации инвестиционных проектов федеральных образовательных учреждений;

ремонт и новое строительство зданий образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга, оснащение их новейшим учебно-лабораторным оборудованием;

развитие социальной инфраструктуры системы профессионального образования, в том числе реконструкция и новое строительство межвузовских объектов (в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга).

Для Санкт-Петербурга вопрос развития социальной инфраструктуры системы профессионального образования, в том числе строительства и реконструкции студенческих общежитий, имеет особое значение. Вузы, расположенные на территории Санкт-Петербурга, и целый ряд колледжей обеспечивают подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием не только для Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, но и для других регионов России. В Санкт-Петербурге учится также более 14 тыс. иностранных граждан: студентов, аспирантов, докторантов, стажеров. Доля иногородних студентов, принятых на первый курс, увеличилась с 30 процентов в 1999 году до 52 процентов в 2009 году и 59 процентов в 2010 году. Соответственно резко обострилась проблема дефицита мест в общежитиях. Кроме того, значительная часть общежитий физически и морально устарела и требует срочного ремонта.

Другое важное направление развития системы профессионального образования в Санкт-Петербурге - укрепление ее кадрового потенциала, развитие системы социальной защиты работников и обучающихся, которое осуществляется по нескольким направлениям:

развитие системы морального и материального стимулирования преподавательского состава, проведение конкурсов профессионального мастерства;

перевод образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, и повышение уровня оплаты труда;

принятие дополнительных мер по обеспечению социальной защищенности различных категорий работников и обучающихся учреждений системы профессионального образования в Санкт-Петербурге.

Подобным же образом решается другая серьезная задача, касающаяся развития кадрового потенциала, - обеспечение воспроизводства кадров системы профессионального образования в Санкт-Петербурге в условиях быстрого старения профессорско-преподавательского состава и научного персонала и сложной демографической ситуации. На решение этой задачи направлено развитие сформированной в Санкт-Петербурге в последние годы системы отбора и поддержки профессионально ориентированной молодежи, включающей различные формы работы со всеми ее категориями от учащихся старших классов до молодых ученых.

Важным результатом развития системы профессионального образования в Санкт-Петербурге и одновременно индикатором ее состояния является повышение конкурентоспособности на общероссийском и международном рынке образовательных услуг, развитие кооперации с российскими и зарубежными учебными заведениями и международными организациями, других форм межрегиональных и международных связей.

4. Основные направления реализации Программы


Программа включает в себя мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение заявленных целей, реализуемые по трем уровням профессионального образования: высшему, среднему и начальному.

Основными направлениями реализации Программы являются:

развитие системы поддержки и отбора талантливой профессионально ориентированной молодежи в Санкт-Петербурге, повышение качества и доступности профессионального образования в Санкт-Петербурге;

развитие системы профессионального образования в Санкт-Петербурге. Оптимизация сети образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга;

развитие материально-технической базы и социальной сферы системы профессионального образования в Санкт-Петербурге;

взаимодействие системы профессионального образования в Санкт-Петербурге и рынка труда в Санкт-Петербурге;

информационное, законодательное и научное обеспечение деятельности системы профессионального образования в Санкт-Петербурге, развитие ее экспортного потенциала;

инновационное развитие и повышение качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в Санкт-Петербурге;

совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по отраслевому принципу в Санкт-Петербурге.

К реализации мероприятий Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, образовательные учреждения высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, расположенные на территории Санкт-Петербурга, объединения работодателей, общественные организации.

5. Сроки реализации Программы


Реализация мероприятий Программы рассчитана на пять лет с 2011 года по 2015 год.

6. Ожидаемые результаты Программы